В рамках работы XXIV съезда работников образования Новосибирской области: «Педагог и семья: вместе создаём будущее Новосибирской области».
27 августа 2024 г. в НИПКиПРО состоялась методическая сессия «Методические аспекты обеспечения качества образовательного процесса в обучении естественнонаучным дисциплинам и географии». С приветственным словом к присутствующим обратилась Анна Молокова, проректор по научно-методической работе и информатизации.
Елена Чуб, и.о. заведующей кафедрой естественно - научного образования, актуализировала приоритетные направления развития системы образования до 2030 года, цели и задачи программы развития региональной системы образования Новосибирской области, обозначила основные направления эффективной работы муниципальных методических объединений по обеспечению качества образовательного процесса каждым учителем -предметников в отдельно взятой образовательной организации.
Участниками проектировочной сессии были: Стаченко Наталья Яковлевна - руководитель ММО учителей физики Чистоозерного района, учитель физики МКОУ «Барабо-Юдинская СОШ»; Манюк Наталья Юрьевна – руководитель ММО учителей химии и биологии Чистоозерного района, учитель химии ибиологии МБОУЧистоозерная СОШ №1.; Юхлин Денис Сергеевич - руководитель ММО учителей географииЧистоозерного района, учитель географии МБОУЧистоозерная СОШ № 2.
На секционных заседаниях спикеры продемонстрировали лучшие практики методической работы в муниципальных системах образования, направленные на устранение профессиональных дефицитов педагога.
Воодушевленные, готовые покорять новые горизонты методической работы педагоги определили основные направления своей работы на ближайшую перспективу и договорились встретиться на проектировочной сессии в ноябре 2024 года.
Руководитель ММО учителей химии и биологии Манюк Н.Ю.
Согласно плану работы управления образования и информационно-методического центра Чистоозерного района, 15.12.2023 г. было проведено выездное мероприятие для руководителей школ и заместителей по учебно-воспитательной работе - День открытых дверей в МКОУ Польяновской СОШ, в рамках которого был дан открытый Урок биологии в 5 классе «Многообразие и значение растений» Черепановой Еленой Сергеевной, учителем биологии
3 ноября 2023 г. в НИПКиПРО состоялась проектировочная сессия по теме: «Эффективные практики работы учителей естественнонаучных дисциплин и технологии центров «Точка роста» для руководителей муниципальных методических объединений предметов естественнонаучного цикла.
Участниками проектировочной сессии были: Стаченко Наталья Яковлевна - руководитель ММО учителей физики Чистоозерного района, учитель физики МКОУ «Барабо-Юдинская СОШ»; Мерзлова Светлана Викторовна – руководитель ММО учителей химии и биологии Чистоозерного района, учитель биологии МБОУ «Журавская СОШ».
Учителя были активными участниками круглых столов на тему: «Конкретизация планируемых результатов экспериментальной деятельности, реализуемой при выполнении практических работ базового курса химии биологии в 5-9 классах».
Выполняли методические задания.
Замечательная, познавательная, полезная программа проектировочной сессии, подготовленная методистами НИПКиПРО, обмен информацией, неформальное общение с коллегами будет способствовать дальнейшему профессиональному росту и желанию творчески работать.
Руководитель ММО учителей химии и биологии Мерзлова С. В.
24 августа 2023 года в ЧСОШ № 2, состоялось заседание ММО учителей химии, биологии по теме: «Развитие системы образования Чистоозерного района. Новые вызовы - новые требования - новая ответственность»
5 апреля 2023 года в ЧСОШ № 1 на базе «Точка роста» состоялось апрельское заседание муниципального методического объединения учителей биологии и химии по теме: «Системно-деятельностный подход в формировании естественно-научной функциональной грамотности при обучении химии и биологии».
На заседании присутствовало 28 учителей.
По плану на заседании ММО были продемонстрированы два открытых урока по химии и биологии, которые помогли охватить важнейшие вопросы естественно-научного образования:
1.Организация работы с высокомотивированными обучающимися по биологии. О современных подходах к организации учебного процесса в работе с одаренными детьми.
2.Интегрированные уроки как мотивация к изучению предметов естественно научного цикла.
3.Моделирование биолого-химических процессов и проведение лабораторных работ по химии и биологии средствами электронных образовательных ресурсов.
4.Повышение интереса учащихся к предмету через систему внеклассной работы.
5.Использование различных механизмов для реализации системы мер по формированию функциональной грамотности обучающихся
6.Цифровые сервисы для создания интерактивных образовательных игр: викторины, квесты, кроссворды.
I.Первый урок провела руководитель ММО, учитель химии и биологии АЛЕКСАНДРЕНКО НАДЕЖДА АНАТОЛЬЕВНА (МКОУ ВАРВАРОВСКАЯ СОШ).
Тема урока: «Соли и их классификация», 8 класс. На уроке использовались дидактические материалы, ИКТ, лабораторная работа, игра с кубиком. Все было продуманно до мелочей. Ребята работали активно, они были задействованы на уроке, выполняли все, что от них требовалось.
II.Второй урок провела учитель биологии КАЛАБИНА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА (МКОУ ТРОИЦКАЯ СОШ).
Тема урока: «Среды жизни», 5 класс. На уроке использовались дидактические материалы, ИКТ.
ОТЗЫВ КОЛЛЕГ ПОСЛЕ УРОКА:
- Все ребята были задействованы на уроке, проявляли активность.
- Начало интересное- ребят заинтересовал рассказ об увлечениях на уроках биологии их сверстников.
- Немного затянуто, из-за чего в 45 мин не вложился учитель.
- Форма подачи хорошая, ребята постоянно двигались, что очень хорошо.
- Сначала учащиеся сами проанализировали задание, выполнили, и по эталону все сверили.
- Елена Николаевна справилась замечательно. Молодец!
После уроков заседание ММО продолжили выступления педагогов.
По первому вопросу: «Системно-деятельностный подход в формировании ФГ при обучении химии и биологии», выступила Прохоренко Неля Юрьевна (МКОУ Орловская СОШ).
Педагог на своих примерах показала разнообразные формы деятельности на уроках химии и биологии, в том числе и с использованием информационных технологий, которые позволяют формировать у учеников личный опыт и опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру, природе, жизни.
Освоение и реализация новых подходов, технологий и методик - это гарантия движения, динамики, роста, гибкости педагога и образовательной системы в целом. А, главное, создаёт благоприятные условия для решения многочисленных педагогических проблем и помогает адаптироваться к современным условиям жизни.
По второму вопросу: «Самостоятельная деятельность учащихся – основа развивающего обучения в условиях обновленных ФГОС», выступила учитель биологии и химии, Гришина Елена Николаевна (МКОУ Чистоозерная О(С)ОШ).
Педагог рассказала, что изменения, происходящее в мире заставляют общество предъявлять новые требования к современному человеку. Начинает уделяться внимание его умению адаптироваться к быстро изменяющимся условиям. При этом он должен на протяжении всей своей жизни заниматься самообразованием, для того чтобы быть хоть в некоторой степени успешным.
Самостоятельная работа обучающегося является высшей формой его учебной деятельности по критерию само регуляции и целеполагания.
Елена Николаевна считает, что самостоятельная работа обучающихся является важной составляющей учебно-воспитательного процесса в рамках ФГОС третьего поколения.
По третьему вопросу: «Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающим ученикам», выступила учитель биологии Чумак Лариса Валерьевна (МБОУ Табулгинская СОШ им. П.Д. Слюсарева).
Профилактика неуспеваемости при организации самостоятельной работы вне класса помогает:
1. Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения.
2.Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками.
3 Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками.
4 Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.
Александренко Надежда Анатольевна, руководитель ММО, выступила с докладом по теме: «Использование инновационных педагогических технологий –фактор профессионального роста учителя по повышению качества естественно-научной функциональной грамотности обучающихся». Надежда Анатольевна рассказала, как складывается целая система научного поиска, передача опыта учителей и даже целых педагогических коллективов, которые способствуют тому, что инновационная деятельность в образовании распространяется и расширяется.
Работа в школе с одаренными детьми занимает особое место, так как наградной материал (дипломы победителей, грамоты и другое) является результатом эффективной работы. С этой целью в учреждениях ведется мониторинг по диагностике и внесение в общий план работы корректировок, важных для качественного усвоения учениками учебной программы.
Став многочисленными, инновационные технологии обучения позволяют руководителю учреждения иметь возможность выбора. Теперь директор сам вправе решать, проведя общий анализ и оценку, какая инновационная технология поможет учреждению достичь плодотворной и успешной работы в педагогической деятельности.
Разное: Поздравление юбиляров со стажем работы, а также вручение сертификатов учителям за выступление на ММО
Итоги заседания:
Провести в ОО Чистоозерного района диагностики по формированию ФГ ЕНГ биологии 8 кл. на сайте РЭШ до 15 апреля 2023 года.
Заполнить данные по курсам, олимпиадам, конкурсам учителей за 2022-2023 учебный год.
Сохранить ссылку для общего пользования для последующей работы ММО, в таблице хранится вся работа и данные учителей химии и биологии.
Признать работу ММО учителей химии и биологии полезной и продуктивной.
Руководитель ММО учителей химии, биологии
Александренко Н.А.
17 ноября 2022 года в ЧСОШ № 3 на базе «Точка роста» состоялось ноябрьское заседание муниципального методического объединения учителей биологии и химии по теме: «Использование инновационных педагогических технологий – фактор профессионального роста учителя по повышению качества естественно-научной функциональной грамотности обучающихся».
На заседании присутствовало 25 человек.
По плану на заседании ММО были продемонстрированы два мастер-класса, которые помогли охватить важнейшие вопросы естественно-научного образования:
Современные форматы домашних заданий.
Развитие познавательного интереса и мотивации к самореализации личности посредством использования инновационных технологий.
Современные образовательные технологии, используемые для формирования естественно-научной функциональной грамотности обучающихся на уроках химии и биологии.
Подготовка к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР: актуальные проблемы, успешные практики.
Первый мастер класс «Использование цифровой лаборатории Releon во внеурочной деятельности при организации учебных исследований» провела Манюк Наталья Юрьевна, учитель химии ЧСОШ № 1. Наталья Юрьевна рассказала и показала, как пользоваться современным цифровым оборудованием Releon. Были продемонстрированывозможности применения оборудования в урочной и внеурочной образовательной деятельности.
Второй мастер класс «Цифровой микроскоп и работа с ним» показал Руденко Борис Павлович, учитель биологии ЧСОШ № 3. Борис Павлович продемонстрировал устройство цифрового микроскопа и работу с ним. а также, где и на каких темах на уроках биологии его применяет.
Мастер-классы по использовании современного цифрового оборудования продемонстрировали возможность дополнительно разнообразить уроки биологии и химии, что способствуют лучшему усвоению знаний и умений учащихся, способствуют более глубокому и осмысленному изучению предметов, формированию практических и исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практической деятельностью человека, облегчают понимание фактического материала.
Проведенные мастер-классы показали педагогам, что современное оборудование и современный подход помогает нашим ученикам прекрасно готовиться к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, проектам исследовательского характера и развивать функциональную грамотность в полном объеме. Основным недостатком использования современных цифровых средств, выявленном в ходе заседания ММО, является малое количество или полное отсутствие этого оборудования в школах района, а также программного обеспечения к ним.
Руководитель ММО учителей химии и биологии Александренко Н.А.
25 августа 2022 года в ЧСОШ №1 на базе «Точка роста», состоялось августовское заседание муниципального методического объединения учителей биологии и химии по теме: «Образовательная среда школы, как условие и ресурс развития творческих способностей педагога и обучающегося в условиях перехода к обновленным ФГОС».
На заседании присутствовало 22 человека.
План работы:
1.Анализ ОГЭ и ЕГЭ за 2021-2022 учебный год, Александренко Надежда Анатольевна, руководитель ММО учителей химии, биологии, учитель химии, биологии МКОУ Варваровской СОШ
2.Профессиональные конкурсы для педагогов – возможность для профессионального икарьерного роста, Александренко Надежда Анатольевна, руководитель ММО учителей химии, биологии,
учитель химии, биологии МКОУ Варваровской СОШ
3.Организация работы с учащимися имеющие низкие учебные возможности.
Руденко Борис Павлович, учитель биологии МБОУ Чистоозерной СОШ №3
4. Воспитательные аспекты эффективности в обучении химии, Райфшнайдер Любовь Степановна, учитель биологии, химии МКОУ «Новопесчанская СОШ»
5.Роль учителя – наставника при выполнении исследовательского проекта.
Манюк Наталья Юрьевна, учитель химии МБОУ Чистоозерной СОШ №1
6.Разное: рабочая программа по биологии – обсуждение КТП. Все учителя ММО.
7.Подведение итогов работы секции
1 вопрос. Александренко Н.А. рассказала анализ ОГЭ и ЕГЭ по химии и биологии.
По биологии ЕГЭ:
По району
НСО
РФ
Средний балл
41,3
51,1
50,2
}По биологии ОГЭ: всего писало 13 школ, из них 43 ученика. на «5» написали 0 учеников, «4» написали 23 ученика, «3» написали 20 учеников, «2» нет. Средний балл 3,5 и остается стабильным.
}По химии ОГЭ: всего писало 4 школы, из них 8 учеников. на «5» написали 0 человек, «4» написали 5 человек, «3» написали 3 человека, «2» нет. Средний балл 4,2. По сравнению с прошлым годом 3,9 повысился на 6 %, т.е на 0,3 балла.
2 вопрос. Александренко Н.А. рассказала о профессиональных конкурсах на примере «Учитель года 2022», «Обобщение педагогического опыта».
3 вопрос. Руденко Б.П.Обучение в школе – очень важный этап в жизни ребёнка. Многим детям учиться трудно, но у некоторых эти трудности приобретают особый, более выраженный характер. Раскрыл основные аспекты работы с учащимися низкого уровня обученности в школе:
-Способы выявления учащихся с низким уровнем обученности.
-Показатели низкого уровня обученности учащихся.
4 вопрос. Рафшнайдер Л.С. пояснила в чем суть воспитательного потенциала уроков химии в формировании патриотической, нравственной и духовной составляющей личности ученика.
5 вопрос. Манюк Н.Ю. на личном опыте показала и продемонстрировала как необходимо правильно и без ошибок начать делать исследовательский проект. Наталья Юрьевна рассказала, в каких конкурсах участвуют ее воспитанники и какие материалы получают для работы.
6 вопрос. Календарно тематическое планирование по биологии просмотрели с 5 по 9 класс и приняли его за основу для всех школ.
Подведение итогов семинара:
1.КТП по биологии с добавлениями ЭОР и ЦОР было одобрено всеми участниками ММО, все школы начнут пользоваться, начиная с этого 2022-2023 учебного года календарно тематическим планированием 5 класс.
2.В течении 2 месяцев, т.е на конец октября подготовить мастер-класс на базе «Точка роста» учителю химии Манюк Наталье Юрьевне, ЧСОШ №1 (современное химическое оборудование) и учителю биологии Руденко Борису Павловичу, ЧСОШ № 3 (Цифровой микроскоп)
3.Признать работу ММО учителей химии и биологии продуктивной.
руководитель ММО учителей химии, биологии Александренко Н.А.
11 мая 2022 года в Чистоозерной СОШ № 2 состоялось третье заседание муниципального методического объединения учителей биологии и химии по теме: «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: методические особенности формирования естественно-научной функциональной грамотности».
На заседании присутствовало 23 человека.
План работы:
1. Информационное и методическое сопровождение подготовки ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Александренко Надежда Анатольевна, МКОУ Варваровская СОШ.
2. Обновленные ФГОС. Третье поколение в 2022 году. Александренко Надежда Анатольевна, МКОУ Варваровская СОШ
3. Круглый стол: обмен методическими находками, индивидуальными разработками уроков и внеклассных мероприятий по развитию функциональной грамотности обучающихся. Учитель химии и биологии, Разумная Галина Анатольевна, МБОУ ЧСОШ№2.
4. Развитие проективной и конструктивной силы ума при обучении химии (технологичность образования). Литвина Светлана Сергеевна, МКОУ Озерная ООШ.
5. Приемы активизации мыслительной деятельности у учащихся с ОВЗ на уроках биологии. Мицура Ирина Павловна, МКОУ Озерная ООШ.
6. Роль домашних заданий по биологии в развитии творческих способностей обучающихся и ликвидации учебной перегрузки. Гришина Елена Николаевна, МКОУ ЧО(С)ОШ.
7. Сетевое образование. Руденко Борис Павлович, МБОУ ЧСОШ №3.
8. Подведение итогов.
1 вопрос. Александренко Н.А. рассказала об изменениях в ЕГЭ и ОГЭ.
Необходимо грамотно перестроить свою подготовку, чтобы в 2022 году быть готовыми к изменениям в ЕГЭ и ОГЭ. Также, педагогам были предложены распечатанные памятки с ссылками на сайты для подготовки к экзаменам по химии и биологии.
2 вопрос. По обновленным ФГОС, которые вступят в силу с 1 сентября 2022 года и коснутся начального общего и основного общего образования (далее — НОО и ООО соответственно). Ученики, принятые в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться по новым стандартам. Вариативность. Выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов. Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, а сейчас у него появились конкретные черты. Более точно обозначены предметные результаты. Понятно, что должен знать и понимать ученик.
Рабочая программа по биологии с добавлениями ЭОР и ЦОР была отправлена по всем школам, а также учителя распределили сделать КТП по биологии с 5 по 9 кл.
3 вопрос. Разумная Галина Анатольевна обменялась методическими находками, индивидуальными разработками уроков и внеклассных мероприятий по развитию функциональной грамотности обучающихся.
4 вопрос. Развитие проективной и конструктивной силы ума при обучении химии, кратко рассказала Литвина С.С. Поделилась работой за первый год преподавании химии.
5 вопрос. Мицура И.П. поделилась приемами активизации мыслительной деятельности у учащихся с ОВЗ на уроках биологии.
6 вопрос. Гришина Е.Н. рассказала о роли, видах домашних заданий. Обучение может быть эффективным только при условии, если учебная работа на уроках подкрепляется хорошо организованной учебной работой дома. Домашняя работа представляет собой необходимый элемент обучения. Основная деятельность по усвоению и закреплению учебных умений и навыков, а также повторение и частичный разбор нового материала приходятся на домашнюю работу школьника.
7 вопрос. Руденко Б.П. поделился опытом своей работы по довузовской подготовке. Рассказал по какой программе идет обучение, что ученики с удовольствием посещают занятия по 2 часа 1 раз в неделю.
Подведение итогов семинара:
Признать работу ММО учителей химии и биологии удовлетворительной.
Утвердить план-разработку КТП по биологии с 5-9 класс, в августе всем педагогам начать работать по одной рабочей программе. Манюк Н.Ю. самостоятельно разработает КТП по химии.
Продолжить выполнять задания по функциональной грамотности на платформе РЭШ.
руководитель ММО учителей химии, биологии Александренко Н.А.
27 октября 2022 года в режиме видеоконференции состоялось второе заседание муниципального методического объединения учителей биологии и химии по теме «Повышение качества естественнонаучного образования через развитие интеллектуального потенциала учащихся».
На заседании присутствовало 25 человек.
Александренко Надежда Анатольевна, руководитель РМО, начала своёзаседание с небольшого поздравления учителей МБОУ Журавской СОШ -Салаховой Надежды Николаевны и МБОУ Чистоозерной СОШ № 1-Манюк Натальи Юрьевны с установлением у них высшей квалификационной категории.
План работы:
1. Центр образования естественнонаучной и технологической направленности «Точка роста» как ресурс формирования современных компетенций обучающихся естественнонаучного цикла, выступала Манюк Наталья Юрьевна (МБОУ ЧСОШ № 1
2. Центр образования естественнонаучного профилей «Точка роста» как ресурс в подготовке к ОГЭ И ЕГЭ», выступала Мерзлова СветланаВикторовна (МБОУ Журавская СОШ)
3. Проведение Муниципального этапа олимпиады по химии и биологии, Александренко Надежда Анатольевна (МКОУ Варваровская СОШ)
4. Мастер-класс «Занимательные опыты по химии», демонстрировала видео Александренко Надежда Анатольевна (МКОУ Варваровская СОШ)
5. Формирование функциональной грамотности на уроках химии, выступала Полуэктова Ольга Владимировна (МКОУ Павловская СОШ)
6. Подведение итогов.
Вопрос 1. Манюк Наталья Юрьевна показала очень результативную работу в «Точке Роста», привела примеры своих работ, проектов, рассказала о работе с детьми в новейшей лаборатории, о совместной работе с НГАУ. В результате своей деятельности Наталья Юрьевна со своими детьми занимают призовые места.
Вопрос 2. Мерзлова Светлана Викторовна рассказала о своей работе при подготовке к ОГЭ И ЕГЭ в «Точке Роста», очень много материала для изучения предмета «Биология», можно каждый урок проводить, как мини-проект, что практика помогает ребятам быстрее понять тему, ставить цели перед собой.
Вопрос 3. Надежда Анатольевна провела анализ Муниципального этапа олимпиады по химии и биологии учащихся. Результаты представила в виде таблицы, в которой было показано количество учащихся по ОУ.
Вопрос 4. Технологические этапы развития критического мышления: вызов, осмысления содержания, рефлексия. Надежда Анатольевна развивает у учащихся способности самостоятельно конструировать, учит показывать занимательные опыты по химии и объяснять их, пользуясь законами и понятиями предмета химии. Развивать навыки самостоятельного творческого труда и умения логически мыслить. Надежда Анатольевна продемонстрировала видеофильм с занимательными опытами.
Вопрос 5. Полуэктова Ольга Владимировна, показала много примеров для формирования функциональной грамотности. Поскольку мы живем в эпоху глобализации и взаимодействия, наши дети должны быть успешными и конкурентоспособными в современном мире. И наша с вами задача как педагогов выстроить свою работу так, чтобы дети обладали всеми необходимыми навыками 21 века и были готовы к жизни в постиндустриальном информационном обществе.
Подведение итогов семинара:
·Признать работу ММО учителей химии и биологии удовлетворительной.
·Утвердить план работы заседания № 3.
·Повышение качества естественнонаучного образования через развитие интеллектуального потенциала учащихся обязательна. Совершенствуя методы, средства и формы обучения, учителя проявляют творчество, чтобы обеспечить качество естественнонаучного образования у ребят в школе.
Александренко Н.А.,
руководитель РМО учителей химии, биологии
7 октября 2021 года в режиме видеоконференции состоялось первое заседание муниципального методического объединения учителей биологии и химии по теме «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся - приоритетные задачи на 2021/2022 учебный год».
На заседании присутствовало 22 человека.
Александренко Надежда Анатольевна, руководитель ММО, начала своё первое заседание с небольшой характеристики участников ММО: возрастная категория, стаж работы, квалификационная категория и т.д. А также представила план работы заседания:
1. Задачи и план на 2021-22 учебный год. Анализ итоговой аттестации по химии и биологии учащихся 11 классов. Александренко Надежда Анатольевна, МКОУ Варваровская СОШ
2. Учебно-методический материал для формирования функциональной грамотности при изучении биологии. Руденко Борис Павлович, МБОУ Чистоозерная СОШ №3
3. Практико-ориентированные задачи при обучении химии. Черепанова Людмила Николаевна, МКОУ Шипицинская СОШ
4. Воспитательные функции уроков естествознания. Черепанова Елена Сергеевна, МКОУ Польяновская СОШ
5. Подведение итогов.
Надежда Анатольевна провела анализ итоговой аттестации по химии и биологии учащихся 11 классов. Результаты представила в виде таблицы, в которой было показано количество учащихся по ОУ, а также средний балл по ОУ. Была затронута и тема ЕГЭ.
Выступая по теме «Учебно-методический материал для формирования функциональной грамотности при изучении биологии», Борис Павлович акцентировал внимание на том, что важнейшая компетентность личности школьника - умение учиться. Именно поэтому современная школа должна работать на формирование творческой личности, способной самостоятельно решать различные задачи, применять знания на практике, то есть образование должно быть нацелено на развитие функциональной грамотности. Педагог представил большое количество задач для развития функциональной грамотности учащихся на уроках биологии.
Людмила Николаевна, выступая по теме «Практико-ориентированные задачи при обучении химии», рассказала, что практико-ориентированные задачи (в противоположность искусственным, надуманным) должны лежать в основе исследовательской и проектной деятельности учащихся. Людмила Николаевна представила ряд методов и приемов, которые перекликаются друг с другом, дополняют и способствуют стимулированию у обучающихся работы критического и креативного мышлений, формируя функционально грамотную личность.
По теме «Воспитательные функции уроков естествознания» выступила Елена Сергеевна. Она раскрыла сущность воспитания и рассказала о том, что воспитание заключается в целенаправленном превращении социального опыта в личный. Воспитание способствует также формированию мировоззрения, которое формируется всю жизнь, но его становление особенно интенсивно идет в школьные годы, определяясь, в первую очередь, содержанием учебных предметов в общеобразовательной школе.
Подведение итогов семинара:
·Признать работу ММО учителей химии и биологии удовлетворительной.
·Утвердить план работы ММО на 2021- 2022 учебный год.
·Проблема развития естественнонаучной функциональной грамотности в процессе обучения химии, биологии должна быть реализована в аспекте содержания учебной деятельности и компетентности учителя.