2 декабря на базе Чистоозерной СОШ № 1 состоялось заседание ММО учителей русского языка и литературы по теме « Особенности ГИА-2023 г.» На заседании присутствовало 28 педагогов.
Руководитель ММО Климченко Людмила Николаевна ознакомила педагогов с результатами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, остановившись подробно на видах заданий по русскому языкуилитературе.
Бондарь Анастасия Сергеевна, методист ИМЦ, подвела итоги муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений. Победителями стали Макеева Дарья, МКОУ «Озёрная СОШ», руководитель Кремер Наталья Васильевна(тема сочинения «Кто есть для меня Пётр Великий?») и Борисенко Полина, МКОУ «Елизаветинская СОШ», руководитель Растегаева Лариса Викторовна (тема сочинения «Пока останется хоть один русский, -до тех пор будут помнить Обломова»И.С.Тургенев):юбилею Ивана Александровича Гончарова посвящается). Победителям были вручены дипломы, членам жюри-сертификаты.
Основная часть заседания была посвящена особенностям ГИА 2023 .
Самохвалова Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы ЧСОШ № 1, рассказала об основных изменениях в обязательном экзамене по русскому языку. Изменения коснулись порядка следования заданий № 1-3 на основе текста, в некоторых заданиях изменена формулировка, расширен лингвистический материал, обновлён словарик паронимов и оценивание заданий.
Опытом работы по подготовке к итоговому сочинению поделилась Клименко Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Павловская СОШ». Она рассказала о том, как вместе с учащимися была подготовлена презентация по подготовке к итоговому сочинению, как работали над конструктором текста, зачитала сочинениие учащихся, составленное коллективно по данному конструктору.
Климченко Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Журавская СОШ» продолжила выступление Ольги Викторовны и провела мастер-класс с педагогамипо написанию сочинения. Педагоги в роли учащихся работали в группах, обсуждали разделы итогового сочинения, размышляли, какие произведения можно взять для написания работы по указанному разделу. Пользуясь алгоритмом,педагоги писаливступлениеи заключение к теме, делали мостики-переходы от одной части к другой.
После занятия педагоги, пользуясь критериями проверки итогового сочинения, проверяли работы учащихся.
О внедрение информационной системы «Моя школа» рассказалаЧерепанова Наталья Леонидовна, учительрусского языка и литературы МКОУ « Новопокровская СОШ».
Эта система станет с января 2023 года обязательной для всех школ страны. Данная система включает в себя электронные журналы и дневники, библиотеку, учебные задания, канал для проведения видеоконференций и др. Наталья Леонидовна рассказала о преимуществах системы и показала, какиспользует возможности «Моей школы» в своей работе.
Первыми результатами работы поделились педагоги, работающие в 5 классе по обновлённым ФГОСам. Карева Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературыЧСОШ №3 1, рассказала об открытом уроке русского языкапо теме "Морфемный анализ слова".
Родэ Галина Ивановна, учитель русского языка МКОУ «Новокрасненская СОШ», говорила о том, какие ресурсы использует для реализации программы по предмету.
Педагогиотметили трудности работы в 5 классе в том, что нет учебников по обновлённым ФГОСам. А для реализации программы нужно обращаться к различным источникам: учебникам6 класса Рыбченковой и Ладыженской, учебникам по родному русскому языку, ЦОС «Моя школа», электронной форме учебников.
Ланг Лариса Анатольевна, начальник МКОУ ДПО «ИМЦ», познакомила педагогов с изменениями во ФГОС СОО.
В разном: о проведении Дня текста, о вопросах, которые следует обсудить на следующих заседаниях.
В конце заседания были подведены итоги работы, вручены сертификаты за выступления.
Климченко Л.Н., руководитель ММО
24 августа 2022 года на базе МБОУ Чистоозерной СОШ №1 в рамках педагогической августовской конференции прошло заседание ММО учителей русского языка и литературы по теме «Совершенствование качества образования в условиях реализации обновлённых ФГОС»
На заседании обсуждались следующие вопросы:
Анализ работыММО за 2021-22 уч. г. и план работы на новый учебный год (Климченко Людмила Николаевна, руководитель ММО, учитель русского языка и литературы МБОУ «Журавская СОШ»)
Реализация обновлённых ФГОС: ключевые особенности (Аноприенко Тамара Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Чистоозерная СОШ» № 2)
Анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку (Климченко Людмила Николаевна, руководитель ММО, учитель русского языка и литературы МБОУ «Журавская СОШ»)
В помощь учителю: конструктор рабочих программ (Волохина Лариса Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Чистоозерная СОШ № 1»)
Конкурсное движение среди педагогов и обучающихся как один из методов повышения качества образования (из опыта: Куц Наталья Константиновна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Покровская СОШ», Помазанова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Варваровская СОШ»)
Разное
Руководитель ММО Климченко Л.Н. проанализировала работу методического объединенияза прошлый учебный год по теме «Развитиефункциональной грамотности как фактор достижения современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС».
Работа в течение года была успешной. Большинство педагогов активно включаются в деятельность ММО, делятся опытом работы, используют инновации.
Но есть и проблемы, над решением которых предстоит работать в новом учебном году:подготовка учащихся к олимпиадам,конкурсам сочинений, снижение уровня грамотности, читательской активности, формирование функциональной грамотности.
Обсудили план работы изадачи на новый учебный год.
Аноприенко Тамара Ивановна рассказала о реализация обновлённых ФГОС иключевых особенностях, познакомила с нормативными документами, с требованиями к рабочим программам. Обновлённые ФГОС ориентированы на формирование единого образовательного пространства на всей территории Российской Федерации и вариативность содержания образовательных программ основного общего образования.
На примере программы по русскому языку Тамара Ивановна показала, какие изменения произошли визучении курса.
Климченко Людмила Николаевна подробно проанализировала результаты ЕГЭ, ОГЭ по русскому языку и литературе. Названы темы, по которым учащиеся допускают ошибки. Необходимо включать в изучение материала задания, подобные экзаменационным, отслеживать результаты учеников по изученным темам, проводить тренировочные диагностические работы, использовать ресурсы Интернета при подготовке к экзаменам (платформа «Решу ОГЭ», «Решу ЕГЭ», «Якласс», «ВебГрамотей» и др.)
Волохина Лариса Александровнапознакомила педагогов с сервисом «Конструктор рабочих программ». Этот конструктор создан для помощи педагогам в составлении рабочих программ по предмету. Лариса Александровна показала, как в нём работать.
Опытом работы по теме «Конкурсное движение среди педагогов и обучающихся как один из методов повышения качества образования» поделилась Помазанова Татьяна Александровна.Она рассказала о видах конкурсов, о том, что даёт участие в различных конкурсах для учителя и учеников. Для педагогов это возможность выявить одарённых детей, повысить качество обучения по предмету, использоватьвопросы олимпиад и конкурсов в качестве дополнительного материала, при подготовке к домашним заданиям, пополнить свое портфолио. Результаты учеников: повысился познавательный интерес учащихся к предмету; отсутствуютнеуспевающие, увеличилось количество учащихся в творческих конкурсах и олимпиадах, повысилось качество знания.
В разном: Бондарь Анастасия Сергеевна познакомила педагогов с методическими рекомендациями поВсероссийскомуконкурсу сочинений;
Агеева Надежда Леонидовна рассказала об особенностях проведения ВПР в 2022 г.
Климченко Людмила Николаевна. рассказала о проведении образовательных событий: День работы с текстом, Говорим и пишем на «5», мониторинга читательской грамотности и школьномэтапе Всероссийской олимпиады школьников
В конце заседания были подведены итоги работы секции, вручены сертификаты за выступление и благодарности активным участникам ММО за 2021-2022 учебный год.
Климченко Л.Н., руководитель ММО
18.02.2022 г. в дистанционном формате прошло заседаниеММО учителей русского языка и литературы по теме «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: методические особенности формирования языковойфункциональной грамотности».
На заседании обсуждались следующие вопросы:
1.Анализ пробного тестирования в 9-ых классах (Климченко Людмила Николаевна, МБОУ «Журавская СОШ», руководитель ММО)
2.Итоги мероприятия «День работы с тексом» (Литвинова Елена Владимировна, МКОУ «Елизаветинская СОШ», Помазанова Татьяна Александровна, МКОУ «Варваровская СОШ», Куц Наталья Константиновна, МКОУ «Покровская СОШ»)
3.Формирование языковой грамотности обучающихся как основа успешного обучения. (Павлюк Инга Александровна МКОУ «Новокулындинская СОШ»)
4.Соблюдение единого орфографического режима (Комячко Татьяна Владимировна, МБОУ «Журавская СОШ»)
5.Терапевтическая дидактика в обучении русскому языку (Ганихина Екатерина Ивановна, МКОУ «Варваровская СОШ»)
6.Система упражнений по развитию речи учащихся в рамках подготовки к ГИА (Баханец Татьяна Григорьевна, МКОУ «ЧСОШ № 3»)
7.Разное: ВКС, новинки литературы
Руководитель ММО Климченко Л.Н. проанализировала результаты пробного тестирования по русскому языкув 9-ых классах, которое прошло 10 декабря 2021г. .В нёмприняли участие 122 девятиклассника из 20 школ района.
Среди всех заданий тестовой части трудность вызвали задания:
2. Синтаксический анализ.
3. Пунктуационный анализ.
5. Орфографический анализ.
6. Анализ содержания текста.
Необходимо составить индивидуальный план ликвидации пробелов в знаниях, продолжить работу по подготовке к ОГЭ по Открытому банку заданий ФИПИ, особое внимание уделять работе по формированию навыков владения орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами.
Итогами мероприятия «День работы с текстом»поделилисьЛитвинова Е.В., Помазанова Т.А., Куц Н.К.
Цель этого мероприятия: формирование способности к осмыслению письменных текстов, рефлексии на них, навыка использования содержания текстов для достижения различных целей.
У учеников 5-8 классов были проведены следующие уроки: русский язык, литература, биология, математика, география, история, ИЗО, технология, на которых учащиеся работали с одним текстом. Учителя подошли к этому мероприятию творчески. Использовали не только те задания, которые были предложены, но и самостоятельно разработанные.
Языковая грамотность учащихся - одна из актуальнейших проблем, стоящих перед школой. Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной личности. О формированииязыковой грамотности обучающихсякак основеуспешногообучения рассказала ПавлюкИ.А.
О соблюдении единого орфографического режима как системе единых для всех педагогических работников и обучающихся школы требований, предполагающих строгое соблюдение всеми литературной нормы в области орфоэпии, грамматики, логики, орфографии и каллиграфии рассказала Комячко Т.В.
О сущности терапевтической дидактики в обучении русскому языку рассказалаГанихина Е.И.
На основании приказа Министерства образования Новосибирской области от 19 ноября 2019 года № 2927 «О распределении общеобразовательных организаций – региональных ресурсных центров развития образования Новосибирской области, для содействия внедрению положительных результатов реализации инновационных образовательных проектов, программ в практику школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях» за МКОУ «Варваровская СОШ» была закреплена гимназия №11 «Гармония» г. Новосибирска с целью осуществления кураторства. Школу курировала Матвеева Диана Андреевна, учитель русского языка и литературы. Руководила работой Косиненко Ольга Геннадьевна, заместитель директора по научно-методической работе, автор проекта
Сущность концепции терапевтической дидактики практически полностью вписывается в требования ФГОС, так как ориентирована на личность ребенка, на его успешность, учитывает его индивидуальность, его особенности.
О системе упражнений по развитию речи учащихся в рамках подготовки к ГИАрассказала Баханец Т.Г. Немаловажное значение имеет умение извлекать информацию из различных источников, свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста. Необходима систематическая работас текстом.
В разном:
поздравили победителей муниципального этапа (Тебелюс В., Чистоозерная СОШ № 1 и Нечкасов С., Чистоозерная СОШ №3) и педагогов, подготовивших победителей : Самохвалова Г.И. и Белюга А.А.
24 августа в дистанционном формате состоялось заседание РМО учителей русского языка и литературы. Тема заседания «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: приоритетные задачи на 2021/2022 учебный год».
Руководитель РМО Климченко Л.Н. проанализировала работу РМО за 2020-21 учебный год. Работа РМО в течение года была успешной, потому что все положительно настроены на совместную работу, педагоги изучали не только теоретические вопросы, но и активно делились опытом работы. Намечены задачи на новый учебный год.
Также подвела итоги ГИА с указанием тем, которые вызывают трудности у обучающихся. На ближайшем заседании РМО будут рассмотрены изменения в КИМах 2022 г.
Аноприенко Тамара Ивановна рассказала о приоритетных направлениях педагогической деятельностипо формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся, о приоритерных задачах, включающих подготовку и распространение, в том числе в цифровой форме в открытом доступе, практико-ориентированные задания типа PISA для всех тематических блоков ФГОСа основной школы, проведение массовогоповышения квалификации учителей по использованию этих заданий в текущем, промежуточном, итоговом оценивании на уровне школы, ознакомление учителей и обучающихся с материалами открытого банка демонстрационных материалов по формированию функциональной грамотности.
Агеева Надежда Леонидовна рассказала оподготовке обучающихся к международным исследованиям PISA в ноябре 2021 г. Одной из составляющих функциональной грамотности является читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. В настоящее время мы находимся в такой ситуации, когда должны изыскивать приемы, средства, создать любые условия, чтобы обучающийсяне просто узнал, о чем текст, но и научился читать между строк, критически мыслить и извлекать нужное и полезное. Она рассказала о приёмахработы с текстом в рамках подготовки к исследованиям.
Руководитель РМО Климченко Л.Н. сделала анализ результатов пробной диагностики формирования читательской грамотности, которая проходила в апреле-мае 2021г. в школах района.
Детальным анализом результатов читательской грамотности в своих школах поделились Ивченко Марина Павловна(МБОУ «Чистоозёрная СОШ № 2»и Сафинрейдер Ольга Анатольевна (МКОУ «Троицкая СОШ»).
Полеева Светлана Александровна поделилась опытом работыв преподавании русского языка в многонациональной школе, ответила на вопросы коллег.
После всех выступлений руководитель РМО Климченко Л.Н.подвела итоги работы секции, рассказала о плане работы на 2021-22 уч.год.
Климченко Л.Н.,
руководитель РМО учителей русского языка и литературы
09.04.21г. в онлайн –формате прошло заседаниеучителей русского языка и литературы по теме «Формирование функциональной грамотности обучающихся учителем русского языка и литературы» .
Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально- грамотных людей. В этом плане высокий уровень сформированности функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям.
Разобрали понятие «функциональная грамотность» и её составляющие.
Очень подробно говорилось о читательской грамотности обучающихся.
Также руководитель РМО ознакомила с планом работы на апрель-май: провести диагностику читательской грамотности по материалам открытого банка заданий.
Осенью 2021 года в регионе состоится проверка функциональной грамотности у обучающихся.