20.04.2023г состоялось заседание муниципального методического объединения учителей начальных классов в форме семинара – практикума на тему: «Цифровая образовательная среда в начальной школе»
24 августа 2022 года на базе МБОУ Чистоозерной СОШ №1 прошло заседание ММО учителей начальных классов по теме «Организация методической работы в 2022-23 учебном году». На заседании обсуждались следующие вопросы:
1.Анализ работы ММО за 2021-2022 учебный год (Ковалева Е.Н.- учитель начальных классов МБОУ Табулгинская СОШ им.П.Д.Слюсарева).
2. Результаты педагогической диагностики по сформированности функциональной грамотности четвероклассников, проведенной в ОО Чистоозерного района в апреле-мае 2022 г .Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: приоритетные задачи на 2022-2023 уч.год.(Ковалева Е.Н.)
3.Обобщение опыта работы по теме «Игровая деятельность на уроках как средство развития учебно-познавательных интересов младших школьников»
(Шелковникова Ольга Леонидовна-учитель начальных классов МКОУ Новопокровская СОШ)
4.Совершенствование педагогического мастерства учителя через участиев конкурсе «Мой лучший урок» (Целикова Светлана Сергеевна-учитель начальных классов МБОУ Чистоозерная СОШ №3)
4.Обсуждение плана работы на 2022-23 учебный год, награждение.
Руководитель ММО Ковалева Е.Н.проанализировала работу методобъединения за прошлый учебный год. Работа ММО в течение года была успешной, т.к педагоги настроены на положительную совместную работу, делились опытом работы. Намечены задачи на новый учебный год.
Елена Николаевна познакомила с результатами педагогической диагностики по сформированности функциональной грамотности четвероклассников, проведенной в ОО Чистоозерного района в апреле-мае 2022 г .Анализируя результаты диагностики, можно сделать вывод о том, что наибольшие затруднения вызвали работы по естественнонаучной грамотности , финансовой иглобальным компетенциям. По итогам проведенной диагностики сформулированы рекомендации.
Шелковникова Ольга Леонидовна-учитель начальных классов МКОУ Новопокровской СОШ обобщила опыт работы по теме «Игровая деятельность на уроках как средство развития учебно-познавательных интересов младших школьников»
Целикова Светлана Сергеевна-учитель начальных классов МБОУ Чистоозерной СОШ №3 поделилась впечатлениями об участии вконкурсе «Мой лучший урок». Светлана Сергеевна представляла на конкурс урок финансовой грамотности, где заняла достойное 2 место. Начальная школа – одна из важнейших ступеней в становлении личности. Приятно, что наши учителя начальных классов всегда стремятся развиваться, участвуют в профессиональных конкурсах, демонстрируя высокий уровень профессионализма.
После всех выступлений руководитель ММО Ковалева Е.Н.подвела итоги работы секции, рассказала о плане работы на 2022-23 уч.год.
В конце заседания поздравили педагогов за результативную иплодотворную работу, вручили сертификаты и благодарности.
Самообследование результативности результатов работы ММО учителей начальных классов Чистоозерного района
4.Основные достижения ММО учителей начальных классов:
а) создание условий для повышения теоретического, методического, профессионального мастерства педагогов;
в) изучение достижений положительного педагогического опыта, формирование потребности педагогов в повышении своей профессиональной культуры;
с) выявление эффективных методов, приемов и технологий преподавания.
5.Трудности в организации методической работы в муниципалитете:
а)ограничения на проведение открытых мероприятий в связи с Covid-19;
в)недостаточный уровень вовлеченности педагогов в работу ММО.
6.Перспективы дальнейшей работы:
а) продолжитьработу по совершенствованию обмена передовым педагогическим опытом в целях непрерывного процесса повышения квалификации педагогов, их профессиональной компетенции;
в)разнообразить формы методической работы МО;
с) усилить практическую направленность работы МО.
Отчет по итогам проведения педагогической диагностики по сформированности функциональной грамотности в 4-х классах ОУ Чистоозерного района
Вапреле-мае 2022 года в образовательных учреждениях Чистоозерного района среди учащихся начальных классов была проведена педагогическая диагностика 4-классников по сформированности различных видов функциональной грамотности. Всегов диагностике приняло участие 106 обучающихся начальных классов.
Цель педагогической диагностики :
-получение объективной информации об уровне достижения функциональной грамотности и метапредметных образовательных результатов обучающихся.
Для диагностики были предложены демонстрационные задания, разработанные ФГБНУ «Институтом стратегии развития образования РАО».
В таблице представлены проценты выполнения заданий по всем видам ФГ.
Виды функциональной грамотности
Качественный показатель
выполнения заданий
Всего уч-ся
Менее 60 %
61-80 %
81-100 %
Читательская грамотность
25%
50%
25%
8
Математическая грамотность
30%
45%
25%
20
Естественнонаучная грамотность
31,25%
34,4%
34,4%
32
Финансовая грамотность
100%
0%
0%
2
Глобальные компетенции
33,3%
33,3%
33,3%
6
Креативное мышление
26,3%
47,4%
26,3%
38
Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что наибольшие затруднения вызвали работы по естественнонаучной грамотности , финансовой иглобальным компетенциям. По итогам проведенной диагностики можно сформулировать следующие рекомендации:
1.Проанализировать результаты педагогической диагностики в ОО.
2.Выявить проблемы, проанализировать причины затруднений при выполнении работ.
3.Включить вопросы формирование функциональной грамотности в методическую работу ОММ, ММО.
4.Использовать в практикесвоей работы задания, направленные на формирование всех видов функциональной грамотности младших школьников.
5.Продумать ииспользовать возможности курсов внеурочной деятельности для формирования всех видов ФГ обучающихся.
19 апреля состоялось заседание ММО учителей начальных классов по теме «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: методические особенности формирования естественнонаучной функциональной грамотности».
На заседании были рассмотрены вопросы:
1. Практико-ориентированные задания на уроках окружающего мира в начальной школе как средство развития естественнонаучной грамотности учащихся
(Литвинова Татьяна Николаевна - учитель начальных классов Новокулындинской СОШ).
2. Эффективные приемы работы по формированию естественнонаучной грамотности в начальной школе.
(Беляева Татьяна Ивановна - учитель начальных классов Павловской СОШ).
3. Проведение педагогической диагностики четвероклассников весной 2022 г
(Ковалева Елена Николаевна - учитель Табулгинской СОШ им.П.Д.Слюсарева).
4. Особенности ООПНОО и рабочихпрограммам по новым ФГОС.
(Ковалева Елена Николаевна - учитель Табулгинской СОШ им.П.Д.Слюсарева).
Формирование естественнонаучной грамотности школьников - относительно новое направление профессиональной активности педагогов начальной школы. Оно неразрывно связано с совершенствованием отечественного школьного образования в контексте компетентностного подхода в обучении, идей о функциональной грамотности школьников.
Естественнонаучная функциональная грамотность обучающихся для учителя начальных классов на первый взгляд не представляет особых сложностей в части формирования. Такое представление об этом виде функциональной грамотности обусловлено тем, что,во-первых, содержание учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе включает значительное количество задач, имеющих жизненный, понятный младшему школьнику контекст. Во-вторых, и это важно понимать учителю, на уроках окружающего мира и у ребёнка должна реализоваться возможность интегрировать, обобщать и осмысливать фрагменты естественнонаучных знаний, сведений, которые он получает из других, «внешкольных» источников.
Однако результаты мягкого мониторинга, проведенного с целью определения уровня сформированности функциональной естественнонаучной грамотности у выпускников начальной школы, показывают, что утверждать о полном решении этой педагогической задачи нет оснований. Одной из причин не самых высоких результатов педагогической диагностики, проведенной весной 2021 года в Новосибирской области, руководители муниципальных методических объединений учителей начальных классов назвали специфику задач, которые в ходе диагностики решали младшие школьники.
В качестве средств формирования и оценивания естественнонаучной грамотности школьников зачастую выступают задания, содержание которых позволяет ученику (самостоятельно или в группе)решать различные учебно-познавательные или практические задачи.
Литвинова Татьяна Николаевна - учитель начальных классов Новокулындинской СОШ представила педагогам различные виды практико-ориентированные задания на уроках окружающего мира в начальной школе.
Практико-ориентированные задания при сохранении содержания стандарта позволяют формировать интегральные умения, основы функциональной грамотности, повышают мотивацию при изучении предмета.
Используемые практико-ориентированные задания и аналитические шкалы к ним являются своеобразным инструментарием учителя, предназначены для обеспечения поэтапного движения к развитию функциональнойграмотности младшего школьника
Беляева Татьяна Ивановна - учитель начальных классов Павловской СОШ показала эффективные приемы работы по формированию естественнонаучной грамотности в начальной школе.
Одна из задач повышения уровня естественнонаучной грамотности – использовать учебные задания с учётом реальных жизненных ситуаций, задачи, моделирующие конкретные практические ситуации, задачи на применение знаний в нестандартных ситуациях, задания на преобразование и интерпретацию данных.
Нас волнует вопрос, как сделать процесс формирования естественнонаучной грамотности продуктивным и вместе с тем интересным для ребёнка. В связи с этим возникает необходимость применения в преподавании разных методов и приёмов обучения.
Большие возможности для этого представляет «Окружающий мир», так как является фундаментом для изучения таких естественных наук как: физика, химия, биология, география. Использование таких методов и приемов как решение открытых задач, опытов и экспериментов, дидактических игр, метода проектов, их сочетание на уроках окружающего мира и на других предметах, а также во внеурочной деятельности, существенно повышает уровень естественнонаучной грамотности учащихся, уровень их общего развития, позволяет сделать процесс обучения творческим и увлекательным.
Ковалева Елена Николаевна познакомила с рекомендациями по проведению педагогической диагностики четвероклассников весной 2022 г.
В заключении Елена Николаевна познакомила с особенностями ООПНОО и рабочихпрограммам по новым ФГОС.
18 января 2021 года в дистанционном формате состоялось очередное ММО учителей начальных классов по теме: «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: методические особенности формирования математическойфункциональной грамотности».
На заседании были рассмотрены вопросы:
1. Методические особенности формирования математической функциональной грамотности.
2. Экскурсии на уроках математики как средство формирования у младших школьников исследовательских умений.
3. Развитие критического мышления средствами чтения и письма в математическом образовании младших школьников.
4.Дифференцированный подход к формированию функциональной математической грамотности младших школьников (на примере работы с текстовой задачей)
5. Готовимся к переходу на новый ФГОС: изменение стандарта
Руководитель ММО учителей начальных классов отметила, что во ФГОСе НОО 2021 г впункте 34.2в целях обеспечения реализации программы начальногообщего образования в организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:
-формирование функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных,метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Далее был представлен опыт учителейначальных классов по формированию математической функциональной грамотности на уроках.
На методические особенности математической грамотности обратила внимание педагогов Гамза Людмила Михайловна-учитель начальных классовНовокрасненской СОШ. Людмила Михайловна рассказала о том , что понимать под функциональной математической грамотностью и как ее формировать.
По второму вопросу перед коллегами выступила Шелковникова Ольга Леонидовна-учитель начальных классов Новопокровской СОШ. Ольга Леонидовна поделилась опытом работы по теме «Экскурсии на уроках математики как средство формирования у младших школьников исследовательских умений». Образовательные экскурсии по математике – одна из форм процесса познания, создающая условия для органичного, непосредственного получения, добывания учениками знания через собственные ощущения объективной реальности. Экскурсии являются неотъемлемой частью учебного процесса, так как способствуют формированию самостоятельности, развитию исследовательской деятельности учащихся, а так же имеет большой воспитательный потенциал.
О развитии критического мышления средствами чтения и письма в математическом образовании младших школьников говорила Соппа Елена Григорьевна-учитель начальных классов Варваровской СОШ. Елена Григорьевна ответила на вопросы: «Как применять РКМЧП на уроках математики? Какие новые цели математического образования можно достигать средствами РКМЧП? Для каких основных задач математического образования , поставленных из ФГОС НОО ,может быть полезна РКМЧП?»
По четвертому вопрос выступилаИльиных Галина Николаевна-учитель начальных классов Чистоозерной СОШ №1.В своем докладе Галина Николаевна осветила
типичные трудности в математической подготовке младших школьников (функциональный аспект);говорила о дифференцированном подходе к обучению решению задач детей с разным уровнем математической подготовки; комплексе учебных заданий и упражнений для уроков математики и домашней работы учащихся.
В конце заседания выступила Ковалева Е.Н. по теме «Готовимся к переходу на новый ФГОС: изменение стандарта». Утвердили новый ФГОС начального общего образования (приказ Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 и). В новый ФГОС НОО внесли много изменений по сравнению со старым стандартом. Педагоги рассмотрели новшества нового стандарта.
ММО учителей начальных классов 16.11.2021 «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: креативное мышление и глобальные компетенции»
16 ноября 2021 года в дистанционном формате состоялось заседание ММО учителей начальных классов по теме: «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся:креативное мышление и глобальные компетенции», на котором присутствовал 31 педагог.
Выступления педагогов отразили актуальные проблемы:
1.Проектирование системы работы районного методического объединения по формированию и оценке функциональной грамотности младших школьников. (Ковалева Елена Николаевна ,руководитель ММО.)
2. Развитие креативного мышления младших школьников как средство активизации их познавательной деятельности.(Землякова Ирина Александровна,учитель начальных классов МБОУ Чистоозерная СОШ №3 )
3. Творческие задания как средство формирования креативного мышления младших школьников.(Автаева Екатерина Анатольевна,учитель начальных классов МБОУ Чистоозерная СОШ №1)
4. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках и внеурочной деятельности. (Черняк Инна Васильевна, учитель начальных классов МБОУ Журавская СОШ)
Руководитель ММО Ковалева Е.Н.озвучила план предстоящей работы ММО учителей начальных классов по формированию и оценке функциональной грамотности младших школьников.
Землякова Ирина Александровна поделилась опытом работы по теме: «Развитие креативного мышления младших школьников как средство активизации их познавательной деятельности». Отличной платформой для формирования креативного мышления становится школьный урок. Ирина Александровна рассказала, как можно развивать креативное мышление на абсолютно всех уроках в начальной школе.
Творческое начало дано не только художникам, но и любому человеку. И если регулярно подпитывать и тренировать его, оно становится невероятным инструментом.
Автаева Екатерина Анатольевна говорила о применении на каждом уроке и во внеурочное время творческих заданий, так как они играют важную роль в формировании креативного мышления.
Черняк Инна Васильевна раскрыла тему «Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках и внеурочной деятельности.
Используя результаты педагогической диагностики, проведенной в ОО муниципалитета в мае 2021 г., а также материалы методической сессии, организованной кафедрой НИПКиПРО в рамках съезда работников образования Новосибирской области 25 августа 2021 года, состоялось районное методическое объединение учителей начальных классов по теме «Организация методической работы по формированию функциональной грамотности. Реализация национального проекта «Образование». На заседании были рассмотрены вопросы:
1.Анализ работы РМО за 2020-2021 учебный год (Ковалева Е.Н.- учитель МБОУ Табулгинская СОШ им. П.Д. Слюсарева).
2.Результаты педагогической диагностики по сформированности функциональной грамотности четвероклассников, проведенной в ОО Чистоозерного района в мае 2021 г. (Ковалева Е.Н)
3.Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: приоритетные задачи на 2021-2022 учебный год. (Ковалева Е.Н.)
4.Обсуждение плана работы на 2020-21 учебный год.
При анализе работы за прошлый учебный год Елена Николаевна остановилась на следующих моментах:
·кадровый состав районного методического объединения учителей начальных классов;
·основные подходы к организации работы РМО учителей начальных классов;
·научно-методическое сопровождение реализации ФГОС НОО и развитие профессиональной компетентности учителя;
·вовлечение учителей в педагогический поиск, творчество, исследовательскую деятельность;
·самообразование, обобщение опыта, курсы повышения квалификации;
·аттестация.
С 12 апреля по 15 мая 2021 года в школах района была проведена педагогическая диагностика готовности 4-классников к предстоящему «мягкому» мониторингу сформированности функциональной грамотности пятиклассников по модели PISA. Всего в диагностике приняло участие 105 обучающихся начальных классов. Елена Николаевна представила результаты педагогической диагностики, а также предложила комплекс мер по формированию всех видов функциональной грамотности младших школьников.
С учетом результатов ВПР и педагогической диагностики четвероклассников был разработан план работы на новый учебный год. Приоритетные задачи на 2021-22 учебный год - формирование у обучающихся начальных классов всех видов функциональной грамотности.
Ковалева Е.Н.
Руководитель РМО, учитель начальных классов.
8 апреля 2021 года состоялось заседание муниципального методического объединения учителей начальных классов по теме «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: приоритетные задачи на IV четверть 2020/2021 года».
На заседании были рассмотрены вопросы:
1.Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности.
2.Приоритетные задачи на IV четверть.
Руководитель муниципального методического объединения учителейначальных классовКовалева Елена Николаевна провела заседание, используя материалы установочной сессии, организованной кафедрой начального образования НИИПКиПРО.
Елена Николаевна подробно познакомила присутствующихс понятием «функциональная грамотность» и отдельными ее составляющими.
Как учитель может убедиться в том, что функциональная грамотность сформирована у обучающихся? Как переориентировать учебный процесс на эффективное овладение функциональнойграмотностью?
Каждый учитель должен проанализировать систему заданий, которые он планирует использовать в учебном процессе. Результат работы учителя заложен в тех материалах, с которыми онпришел на урок, и теми материалами, с которыми дети работают дома при подготовке к уроку.
Какие задания работают на формирование функциональной грамотности? Сколько таких заданий в учебниках и задачниках, по которым работает учитель? Достаточно ли их количества для формирования прочного уровня функциональной грамотности?
На эти и другие вопросы ответила Елена Николаевна в ходе заседания.
Второй вопрос заседания был посвящен предстоящей педагогической диагностике учеников 4-х классов. Елена Николаевна познакомила коллегс материаламиИСРО РАО для проведениядиагностики. Намечен план работы руководителей МО ОО на IV четверть.