16.02.2023 г. на базе образовательного центра «Точка роста» МБОУ ЧСОШ №2 состоялся семинар ММО учителей физики и астрономии Чистоозерного района, на тему: «Системно-деятельностный подход в формировании естественно-научной функциональной грамотности при обучении физики и астрономии»
28.03.2023 г. в НИПКиПРО состоялась стратегическая сессия для руководителей муниципальных методических объединений учителей естественнонаучного цикла и географии Новосибирской области по теме: «От создания условий для формирования функциональной грамотности обучающихся к достижению планируемых результатов в контексте актуальных ФГОС ОО»
24.11.2022 г. на базе МБОУ ЧСОШ №1 в центре образования Точка роста состоялся семинар-практикум ММО учителей физики и астрономии Чистоозерного района Тема«Использование инновационных педагогических технологий –фактор профессионального роста учителя по повышению качества естественно-научной функциональной грамотности обучающихся».
28 апреля 2022 г. состоялся семинар ММО учителей физики и астрономии по теме: «Профессиональные компетенции педагога по формированию функциональной грамотности при обучении физики и астрономии».
1.Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся в контексте требований ФГОС. Обновленная образовательная программа ООО.
2. «Использование межпредметных связей для формирования предметных и метапредметных результатов при решении практико-ориентированных задач по физике».
(Литвина Светлана Сергеевна Озерная ООШ)
3. «Использование цифровых образовательных ресурсов по астрономии для формирования естественно-научной грамотности у учащихся».
(Кшуманева Наталья Алексеевна МБОУ ЧСОШ №2)
4. «Формирование естественно-научной грамотности в процессе проектно-исследовательской деятельности по физике»
(Сорокин Павел Владимирович МБОУ Журавская СОШ)
1 вопрос. Стаченко Н.Я. Единая тема научно-методического сопровождения ММО на 2022-2022 г «Формирование и оценка ФГ обучающихся в контексте требований ФГОС». К методической теме добавляется: «Реализация обновленных ФГОС основного общего образования». Эти две задачи неразрывны, это единая интегрированная задача, потому что обновленные ФГОС направлены на формирование практико-ориентированного образования. Наталья Яковлевна: Обновление в ФГОС? Как обновленные стандарты связаны с ФГ. Формирование функциональной грамотности является ключевой задачей, которая ставит перед педагогическим сообществом обновление ФГОС. В стандарте это отражено в требованиях к метапредметным результатам, в части познавательных УУД; в требованиях в части базовых логических действиях; в требованиях к личностным результатам.
Одно из научно-методических сопровождений ФГОС – конструктор рабочих программ, учебный бесплатный онлайн-сервис для быстрого создания рабочих программ по учебным предметам.
Мягкий мониторинг по проверке сформированности ФГ у обучающихся; физика 7 класс на основе заданий ВПР (2,5,7,10,11).
2.Литвина Светлана Сергеевна.«Использование межпредметных связей для формирования предметных и метапредметных результатов при решении практико-ориентированных задач по физике».
Светлана Сергеевна о том какие цели ставит на уроках физики, используя практико-ориентированные задачи; примеры практико-ориентированных задач. Виды практико-ориентированных задач: аналитические, организационно-подготовительные, оценочно-коррекционные.
Практико-ориентированные задачи во внеурочное время. Реализация метапредметного подхода на уроках физики: уроки с привлечением знаний учащихся из смежных предметов; метапредметные семинары; работа в группах; создание презентаций; исследовательская деятельность; дискуссии.
3. Кшуманева Наталья Алексеевна. «Использование цифровых образовательных ресурсов по астрономии для формирования естественно-научной грамотности у учащихся».
Применение ЦОР в учебной деятельности: усиливается положительная мотивация; активизируется познавательная деятельность учащихся; обеспечивает наглядность; повышает объем выполненной работы на уроке; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения; формируются навыки исследовательской деятельности; обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным ресурсам; развиваются различные виды мышления, умение моделировать задачу или ситуацию, принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации т.е. формирование естественно-научной грамотности учащихся.
Наталья Алексеевна о видах ресурсов: демонстрационные, обучающие, контролирующие, тренажеры.
Наталья Алексеевна рассказала о программах, ресурсах, которые помогают готовиться к урокам астрономии. Какие астрономические порталы, приложения можно использовать на уроках астрономии. Интерактивный проект Learning Apps; ЭОР цифровой платформыLECTA; программа для визуализации неба в любой момент времени служит Stellarium; Астронет; сайт Государственного астрономического института им.П.К.Штернберга; ФГБУН Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им.Н.В.Пушкова; Международная Виртуальная обсерватория и др.
4. Сорокин Павел Владимирович «Формирование Естественно-научной грамотности в процессе проектно-исследовательской деятельности по физике».
Павел Владимирович: Определение ЕНГ; требование ФГОС по формированию ФГ к результатам образования. В рамках курса проекта «Инклюзивное образование» Павел Владимирович проводил занятие, о котором рассказал коллегам.
Учитель работает с учащимися над созданием индивидуальных проектов: Двигатель Стирлинга, Секрет термоса, Солнечная батарея, Электричество из воды (Капельный генератор Кельвина).
Научно-исследовательская работа под руководством Сорокина П.В. «Преимущество переменного тока перед постоянным током» заняла 1 место на районной конференции «Шаг в будущее» 2021-22 учебный год.
Стаченко Н.Я.: Учителя физики и астрономии нашего района владеют профессиональной компетентностью по формированию функциональной грамотности при обучении физике и астрономии. Владеют современными технологиями, педагогическими средствами. Владеют информационной компетентностью: используют цифровые образовательные ресурсы в образовательном процессе. Эффективно работают ад поиском информации, ее адаптации к особенностям педагогического процесса; владеют и применяют информационные ресурсы, готовые программно-методические комплексы.
15.02.2022 г. дистанционно прошел семинар учителей физики и астрономии Чистоозерного района на тему: «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: методические особенности формирования естественно-научной функциональной грамотности».
1.«Учебник – неизменная основа для различных вариантов урока по формированию читательской грамотности» УМК по физике и астрономии. (Калабина Елена Николаевна учитель физики МКОУ Троицкая СОШ)
2.«Развитие проективной и конструктивной силы ума при обучении физики» (Кальяк Игорь Викторович учитель физики МКОУ Новопесчанская СОШ)
3.«Точка Роста центр образования естественно-научной и технологической направленностей как ресурс сетевой формы реализации образовательной программы» (Каратаева Елена Ивановна учитель МБОУ ЧСОШ №1)
4.Подведение итогов. План следующего семинара.
Стаченко Н.Я: Обновление ФГОС – обновление учебников. Действующий Федеральный перечень учебников (утвержденный Приказом Министерства просвещения РФ №254 от 20.05.2020г.) не содержит учебников, прошедших экспертизу на соответствие требованиям обновленных ФГОС. «Какие учебники использовать в переходный период 2022-23 учебный год?». Письмо Министерства просвещения от 11.11.2021г. №03-1899 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями обучающихся в 2022-23 учебном году»: Могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, включенные в Федеральный перечень учебников»
Калабина Е.Н. о методах и приемах работы с учебником на уроке, на каких этапах урока целесообразнее использовать приемы работы с текстом. Любая физическая задача требует навыков смыслового чтения, максимально точно понять содержание текста и уловить детали. Елена Ивановна рассказала о работе по формированию читательской грамотности. Учебники по физике на примере линии УМК Физика 7-9 Перышкин И.М, Иванов А.И, Гутник, Петрова.
Кальяк И.В. о том, как можно используя возможности предмета физики развивать у учащихся проективные и конструктивные способности. Умение конструировать это способность, которую нужно развивать. Игорь Викторович показал технические возможности кабинета физики. Формы заданий, развивающие конструктивное и критическое мышление. В современном мире важно уметь решать проблемы, а не задачи с готовыми решениями.
Елена Ивановна Каратаева. Еще в 2015 году Министерством образования и науки Российской Федерации было опубликовано информационное письмо «Методические рекомендации по организации сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, промышленных предприятий и бизнес – структур в сфере научно-технического творчества, в том числе робототехники».
В последнее время сетевое взаимодействие становится самым популярным способом реализации стандартов второго поколения. Это и региональные системы дистанционного обучения Новосибирской области, сетевые школы старшеклассников (Довузовские подготовки), и на сегодняшний момент самые распространенные
Точки роста, Кванториумы, IТ-кубы и т.п., которые не только обучают детей, но и развивают их творческие способности. Сетевое взаимодействие дает возможность проводить полноценное обучение обучающихся и развивать их творческие способности. Ведь школы, в которых материально-техническая база на нуле, не имеют возможности проводить физический эксперимент и лабораторные работы. А рядом есть школы, которые могут предложить свои услуги, имея такое оборудование. Заключив договор о сетевой форме обучения, образовательные учреждения не только будут выживать, но и динамично развиваться. У нас такая материально-техническая база есть, мы начали оказывать такие услуги. Со второго полугодия, согласно плану учебно-воспитательных, внеурочных и социокультурных мероприятий в Точке роста мы заключили договоры с МКОУ «Чистоозерной открытой (сменной) общеобразовательной школой» для учеников 8-11 классов по физике и химии, разработали модули физического и химического практикумов.
Елена Ивановна о результатах сетевого взаимодействия.
Заключение: Продолжить работу по формированию читательской грамотности при изучении физики; использовать новые модели заданий практико-ориентированного характера; развивать у учащихся конструктивное мышление и изобретательские способности; «учимся для жизни»; использовать сетевую форму обучения.
ММО учителей физики, астрономии 30.11.2021
«Повышение качества естественно-научного образования через развитие интеллектуального потенциала учащихся»
30.11.2021 г. состоялся семинар ММО учителей физики и астрономии Чистоозерного района по теме: «Повышение качества естественно-научного образования через развитие интеллектуального потенциала учащихся». На семинаре были освещены следующие вопросы:
3.«Исследовательская деятельность на уроках физики как средство формирования функциональной грамотности»
(Соловьева Марина Сергеевна МБОУ ЧСОШ №3)
4.Мастер-класс «Роль занимательных опытов по физике в развитии критического мышления»
(Александренко Надежда Анатольевна учитель МКОУ Варваровская СОШ)
5.О проведении олимпиады по физике. План следующего семинара.
1 вопрос. Стаченко Н.Я. 31 мая 2021 г. Приказ № 287 Об утверждении ФГ образовательного стандарта основного общего образования. Стандарт для начального общего образования.Что нас ожидает с 1 сентября 2022 г? Есть преемственность: системно-деятельностный подход; ФГОС разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов РФ; уникальность личности и индивидуальные возможности каждого обучающегося и учителя. Требования к предметным результатам.Было академических часов 2 ст. 6020 час; 3 ст. 5549 академических часов уменьшилось. Что изменилось в целевом разделе. Рабочие программы. Раздел: Формирование УУД. Обновленный ФГОС основного общего образования упростит контроль результатов: в нем прописываются требования к школьной программе; сохраняется акцент на улучшение метапредметных результатов обучения.
2 вопрос. Жарикова Светлана Семеновна. Организация внеурочной деятельности и дополнительного образования по физике в кабинете центра «Точка роста».
Внеурочная деятельность «Экспериментальная физика» 10 класс; элективный курс «Физика вокруг нас» 8 класс; дополнительное образование «Физика в исследованиях» 7 класс. Светлана Семеновна о Цифровой лаборатории «Робик Лаб». Примеры занятий ДПО «Что такое физика».
Участие во всероссийском Фестивале «NAUKA 0+» в Новосибирской области.
Конкурсы в программе Малая академия наук «Интеллект будущего», «Шаги в науку».
Опыт своей работы Светлана Семеновна описала в конкурсной работе «Будущее рождается сегодня» Всероссийский конкурс педагогов. Диплом 1 степени.
3 вопрос. Соловьева М.С. поделилась как на уроках физики формирует у учащихся навыки исследовательской деятельности, так как в основе изучения физики – экспериментальной науки лежат наблюдения и опыты.
4 вопрос.Александренко Н.А. Мастер-класс «Роль занимательных опытов по физике в развитии критического мышления».
Технологические этапы развития критического мышления: вызов, осмысления содержания, рефлексия.Надежда Анатольевна развивает у учащихся способности самостоятельно конструировать, учит показывать занимательные опыты по физике и объяснять их, пользуясь законами и понятиями предмета физики. Развивать навыки самостоятельного творческого труда и умения логически мыслить. Надежда Анатольевна продемонстрировала видеофильм с занимательными опытами, который смонтировали с учащимися.
Совершенствуя методы, средства и формы обучения, учителя проявляют творчество, чтобы обеспечить качество естественно-научного образования, развития творческого потенциала учащихся.
26 августа в дистанционном формате состоялось РМО учителей физики по теме: «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся - приоритетные задачи на 2021/2022 учебный год». На заседании присутствовало 20 человек. Помимо основного вопроса темы заседания педагоги составили план работы методического объединения на предстоящий учебный год. А также руководитель РМО учителей физики, Стаченко Наталья Яковлевна, озвучила подробный анализ РМО за прошедший учебный год.
ПЛАН:
1. Анализ работы РМО учителей физики за 2020-21 учебный год, задачи и план на 2021-22 учебный год.
Новые ФГОС для школьного образования.
(учитель физики МКОУ Барабо-Юдинская СОШ Стаченко Наталья Яковлевна)
2. Учебно-методический материал для формирования естественно-научной функциональной грамотности.
(учитель физики МБОУ ЧСОШ №1 Каратаева Елена Ивановна)
3. Практико-ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования естественно-научной функциональной грамотности.
(учитель физики МКОУ Варваровская СОШ Александренко Надежда Анатольевна)
4. Подведение итогов семинара.
По ходу рассмотрения первого вопроса Наталья Яковлевна рассказала об эффективности работы РМО (озвучила темы четырех заседаний) и поблагодарила учителей за активное участие в работе РМО.
Учителя строили свои выступления на основе личного опыта работы, высказывали мнения, отстаивали точку зрения, делились опытом инновационной работы. Выступления затрагивали важные темы: электронная форма учебника, цифровые образовательные ресурсы, обучение функциональной естественно-научной грамотности, подготовка к ГИА и другие. Наиболее активные участники РМО учителей физики - Соловьева М.С., Жарикова С.С., Кшуманева Н.А., Александренко Н.А., Калабина Е.Н. Далее обсудили работу творческих групп, работу с одаренными детьми.
Также выяснили, что процент участия учителей в педагогических конкурсах различного уровня увеличился. В региональном конкурсе инновационных педагогических проектов «Сельский учитель НСО» Жарикова С.С. стала победителем заочного тура, лауреатом очного тура; Каратаева Е.И., Стаченко Н.Я. - участники. По программе МАН «Интеллект будущего» педагоги района получают дипломы 1 степени.
Повышение педагогического мастерства учителей физики.
Кшуманева Н.А.: семинары, вебинары, конференции – 44 сертификата в наличие. Жарикова С.С. – 18, Иващенко Г.С, Томилова А.А, Мосина Л.В, Каратаева Е.И, Соловьева М.С., Белая Г.С. за учебный год прошли 5-8 курсов повышения квалификации по различным темам. Стаченко Н.Я. о участии и достижении учащихся в конкурсах районного, регионального, всероссийского уровней. Процент участия и результат увеличивается. Обсудили итоги ГИА 2020-21 учебного года: участников ЕГЭ – 8, все переступили минимальный порог, минимальный балл – 39, максимальный – 59, средний по району – 45,5. Обсудили направления и утвердили план работы на 2021-22 учебный год.
ВОПРОС 2. Каратаева Е.И. Естественно-научная грамотность – это набор определенных компетенций.
Компетентность можно определить, как способность обучающихся применять полученные в школе умения и знания в жизненных ситуациях. Задания PISA содержат большой объем как текстовой информации, так и информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем; составлены на материале из разных предметных областей, для выполнения которых надо интегрировать разные знания и использовать общеучебные умения, самостоятельно определить способ действий; требуют привлечения дополнительной информации; комплексные и структурные. Елена Ивановна привела примеры таких заданий, где их брать. Перечислила условия формирования функциональной грамотности.
ВОПРОС 3. Александренко Н.А. Практико-ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования естественно-научной грамотности.
Умение креативно и критически мыслить, применять нестандартные решения, быть коммуникабельным, грамотным и начитанным, способным идти на компромисс и вести себя в обществе, легко адаптирующимся, самостоятельным, владеющим ИТ, умеющим подать себя - выделяет лидирующего и конкурентно-способную человека. У этого человека хорошо сформированы навыки и умения, критическое и творческое мышления, он обладает знаниями. И он является функционально грамотной личностью, сформировать которую, с помощью читательской и математической грамотностью, помогает естественнонаучная грамотность при изучении физики. Достичь желаемого результата педагогу помогают известные и современные методы и приемы, применение которых способствует развитию перечисленных выше компетенций. Об этих методах и приемах рассказала Надежда Анатольевна.
Надежда Анатольевна раскрыла понятие ФГ. Методы формирования естественно-научной грамотности, о функциях эксперимента: образовательная, развивающая, воспитывающая.
Методы познавательной деятельности, которые должны быть использовании при формировании естественнонаучной грамотности - это объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение знаний, частично-поисковый, исследовательский. Целью данных методов является знакомство обучающихся с готовыми знаниями и образцами деятельности, усвоение знаний, обучение творческой и поисковой деятельностям. Кластер, синквейн, фишбоун, пропущенные слова, несоответствие в тексте, кейс-метод. Надежда Анатольевна привела много примеров: визуализация текста (рис 1), LIEB (рис 2).
Рис 1. Визуализация текста учеником.
Рис 2. LIEB
Александренко Н.А привела много методов и приемов, все они перекликаются друг с другом, дополняют и способствуют стимулированию у обучающихся работы критического и креативного мышлений. Мотивируют их на изучение предмета, концентрируя внимание, формируя самостоятельность, ответственность, коммуникативность, а соответственно и функционально грамотную личность.
4. Подведение итогов семинара.
·Признать работу РМО учителей физики удовлетворительной.
·Утвердить план работы РМО учителей физики на 2021-22 учебный год.
·Проблема развития естественно-научной функциональной грамотности в процессе обучения физике должна быть реализована в аспекте содержания учебной деятельности и компетентности учителя.
Руководитель РМО учитель физики МКОУ Барабо-Юдинская СОШ, Стаченко Наталья Яковлевна
Заседание №3
РМО учителей физики Чистоозерного района от 8.04.2021 г.
Тема: «Возможности формирования функциональной грамотности при обучении физики»
Стаченко Н.Я. доклад на основе материалов регионального вебинара «Возможности формирования функциональной грамотности при обучении предметам естественно-научного цикла». Разработали единую систему информационно-методического сопровождения ММО в виде некоего положения. Приказ министра образования, министерства в соответствии с дорожной картой: это курсы, стажировки, написание программ, проведение аналитической работы.
Осенью 2021 года в регионе проверка функциональной грамотности у обучающихся, необходимо уже в четвертой четверти запустить работу по этой подготовке.
В докладе вопросы:
- научно-методическое сопровождение деятельности ММО, нормативная база;
-приоритетные направления ММО в 2021 г. (уделить более всего внимание в апреле-мае тренировке, подготовке обучающихся на основе электронной базы по проверке функциональной грамотности);
-приоритетные направления функциональной грамотности
-основные критерии отбора заданий (один из значимых: новизна формулировки задачи; описание заданий;