2024-2025
План ММО ППМС сопровождения 2024-2025
2023-2024
Анализ результатов работы ММО специалистов ППМС сопровождения за 2023-2024 уч.г.
План ММО ППМС сопровождения 2023-2024
26.09.2024 г. на базе МБОУ Чистоозерной СОШ № 3 прошло первое в 2024-2025 учебном году заседание ММО специалистов «ППМС сопровождения»
18.04.2024 г. на базе МБОУ Чистоозерной СОШ № 3 прошло заседание специалистов ППМС сопровождения по теме: «Повышение уровня профессиональной компетентности специалистов ППМС сопровождения»
09.11.2023 г. на базе МБОУ Чистоозерная СОШ № 3 прошло очередное заседание специалистов ППМС – сопровождения.
25.08 2023 г. на базе Точки роста МБОУ Чистоозерной СОШ № 3 в рамках очередной августовской педагогической конференции состоялось заседание ММО специалистов ППМС - сопровождения. ПРОТОКОЛ
2022-2023
Анализ работы ММО психолого – педагогическое и медико – социальное (ППМС) сопровождения за 2022-20233- уч. год
План работы ММО учителей-логопедов
Анализ работы
муниципального методического объединения «Психолого – педагогическое и медико – социальное (ППМС) сопровождение»
План работы РМО ППМС сопровождения на 2021-2022 уч.г. Чистоозерного района
Аналитическая справка по диагностике читательской грамотности, и креативного мышления обучающихся 4 –х и 5 -х классов с детьми ОВЗ с ЗПР и детьми «группы риска» образовательных учреждений Чистоозерного района
Протокол №3 ППМС 27.04.2023
27 апреля 2023 г.состоялось ММО «Психолого – педагогического и медико – социального (ППМС) сопровождения» «Особенности программного обеспечения образования обучающихся с ОВЗ в современных условиях»
02 февраля 2023 года на базе МБОУ Чистоозерной СОШ №3 в Точке роста прошло заседание ММО специалистов ППМС – сопровождения на тему: «Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ с различными нозологиями»
Протокол 02.02.23
Отчет
01 декабря 2022 года на базе МБОУ Чистоозерной СОШ №3 в Точке роста прошло заседание ММО специалистов ППМС – сопровождения. Семинар практикум: Проектирование коррекционно-развивающих заданий для формирования и оценки функциональной грамотности у детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
На заседании обсуждались следующие вопросы:
1. Открытое коррекционное занятие: «Реализация программы мозжечковой стимуляции через использование тренажеров Бильгоу в коррекционной работе специалистов детского сада с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами» Яценко Наталья Владимировна учитель-логопед МКДОУ №5 «Светлячок» и Грамм Мария Олеговна, педагог- психолог МКДОУ №5 «Светлячок»
2. «Организация работы с обучающимися с ОВЗ в контексте реализации обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО» Елена Александровна Лукьянцева, руководитель ММО ППМС – сопровождения.
Практикум:
Проектирование коррекционно-развивающего занятия, способствующего формированию функциональной грамотности (жизненных компетенций) у обучающихся с ОВЗ. (Работа в группах) Елена Александровна Лукьянцева, руководитель ММО ППМС – сопровождения.
Разное
По первому вопросу выступили: Яценко Наталья Владимировна учитель-логопед и Грамм Мария Олеговна, педагог- психолог, МКДОУ №5 «Светлячок». С темой: «Реализация программы мозжечковой стимуляции через использование тренажеров Бильгоу в коррекционной работе специалистов детского сада с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами» https://drive.google.com/file/d/1jD_1vf77y1niCMAXCjgvG0Etdhawnrz1/view?usp=share_link
Открытое занятие, как решить ряд проблем с развитием ребенка с ОВЗ и инвалидностью, через систему тренировок на балансировочной доске LearningBreakthrough («прорыв в обучении») разработчик программы Френк Бильгоу. Серия реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка.
Несмотря на простую конструкцию, балансировочная доска Бильгоу обладает высокой эффективностью в процессе мозжечковой стимуляции, которая применяется логопедами, педагогами и психологами не только при наличии отклонений, но и чтобы повысить успеваемость в школе. Мозжечковую стимуляцию с помощью балансировочной доски Бильгоу многие специалисты заслуженно именуют «ключом к обучаемости мозга». Балансировочная мозжечковая стимуляция на доске Бильгоу показана детям, которые
- гиперактивны (СДВГ),
- имеют проблемы с умственным развитием;
- имеют вестибулярные нарушения: координации и согласованности движений;
- имеют проблемы в аутическом спектре;
- задерживаются в психоэмоциональном и речевом развитии (дислексия, диспраксия и дисграфия);
- имеют неправильную осанку.
Мы увидели, что дети способны выполнять более сложные упражнения, чем это было в начале коррекционной работы, при этом у них возрос интерес к занятиям. Была сформирована картотека игр и упражнений с использованием данной методики, способствующей развитию детей.
Проведенная работа подтвердила, что игровая физкультура по методике Ф. Бильгоу полезна для развития ребенка - во всех направлениях, в том числе для развития связной речи, а также интересному способу закрепления речевых навыков.
Таким образом, опыт показывает, что в ходе реализации описанных игр и упражнений для развития детей с ОВЗ с использованием методики Бильгоу развитие детей значительно улучшилась.
По второму вопросу: «Организация работы с обучающимися с ОВЗ в контексте реализации обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО» выступила Елена Александровна Лукьянцева, руководитель ММО ППМС – сопровождения.
Расмотрели обязательные направления коррекционной работы, что должен уметь ребенок по окончанию обучения обновленных ФГОС ООО, это:
- Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам мед. сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.
- Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни. Овладение навыками коммуникации
- Дифференциация и осмысление картины мира и ее пространственно-временной организации
- Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей
Основное заседание было посвящено «Проектированию коррекционно-развивающего занятия, способствующего формированию функциональной грамотности (жизненных компетенций) у обучающихся с ОВЗ». Провела Елена Александровна Лукьянцева, руководитель ММО ППМС – сопровождения.
В ходе практики по проектированию процесса разработки коррекционно-развивающих занятий, создающих условия для формирования функциональной грамотности (жизненных компетенций) обучающихся с ОВЗ, коррекционные педагоги научились формулировать цели коррекционного занятия, направленные на развитие функциональной грамотности. В соответствии с этим участники ММО подобрали методические приемы коррекции нарушенных у детей функций и приемы коррекции нарушений «в функционировании» детей (жизненных компетенций). Отработана также система оценки результативности занятий, которая включает оценку динамики формирования функциональной грамотности (жизненных компетенций).
26 августа 2022 г. состоялся семинар ММО «Психолого – педагогического и медико – социального (ППМС) сопровождения» по теме: «Обобщение педагогического опыта: приоритетные задачи на 2022/2023 учебный год)».
ПРОТОКОЛ № 1
ММО «Психолого – педагогического и медико – социального (ППМС) сопровождения»
Дата проведения «26» августа 2022 г.
Присутствовало 27 человека
Приглашенные: Крылова Алла Ивановна, гл. специалист управления образования
Тема: «Обобщение педагогического опыта: приоритетные задачи на 2022/2023 учебный год»
Цель: определение основных направлений, формы взаимодействия педагогов в работе ММО
Задачи: - содействовать повышению творческого потенциала и профессиональной компетентности педагогов;
Выступающие на секциях:
1. Анализ работы РМО ППМС – сопровождения за 2021-2022уч. год – Лукьянцева Елена Александровна, рук. ММО, учитель-логопед МБОУ Чистоозерной СОШ №3
«Обобщение передового педагогического опыта 2021».
2. "Особенности работы педагога-психолога по преемственности детского сада и школы для успешной адаптации детей". Грамм Мария Олеговна, педагог-психолог МБОУ Чистоозерная СОШ №2. https://drive.google.com/drive/folders/1itj2i3XfQrzksg8vCFiYq-HMeEaRdV_j?usp=sharing
3. «Мультипликационная студия в ДОУ как инновационный метод развития познавательной деятельности» Мухамедчанова Елена Андреевна,
педагог-психолог МКДОУ №7 «Солнышко». https://cloud.mail.ru/public/sqq1/NdmTyp4d8
4. «Представление опыта работы по развитию речи дошкольников при помощи кинезиологических упражнений». Чардынцева Наталья Вадимовна, учитель-логопед МКДОУ №7 «Солнышко».
5. Утверждение плана работы ММО ППМС - сопровождения на 2022-2023уч. год.
6. Подведение итогов работы секции
Вступительное слово, цель и задачи заседания ММО ППМС – сопровождения. Анализ работы РМО ППМС – сопровождения за 2021-2022 уч. год.
Слушали: Лукьянцеву Елену Александровну, руководитель ММО ППМС-сопровождения, учитель-логопед Чистоозерной СОШ №3
Слушали: По второму вопросу «Особенности работы педагога-психолога по преемственности детского сада и школы для успешной адаптации детей». Грамм Марию Олеговну, педагог-психолог МБОУ Чистоозерная СОШ №2.
Проблема взаимодействия детского сада и школы всегда была в центре внимания психологов и педагогов. Казалось бы, всестороннее исследование данной проблемы должно было привести к ее разрешению. Однако, по-прежнему существует противоречие между показателями развития, используемыми в разных дошкольных программах, и показателями развития, предъявляемыми при приёме в школу.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) стало знаковым моментом в обеспечении преемственности, целостности и непрерывности образовательной среды в российском образовании. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Анализ ситуации показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем.
Решение:
По возможности создание единого непрерывного образовательного процесса, обеспечивающего преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования на уровне своих общеобразовательных учреждений.
Слушали: «Мультипликационная студия в ДОУ как инновационный метод развития познавательной деятельности» Мухамедчанову Елену Андреевну,
педагог-психолог МКДОУ №7 «Солнышко».
Опыт использования мультипликационной студии, как инновационного метода развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, этапы создания мультфильма.
Использование технологии «Мультстудия» представляется особо актуальным в связи с особенностями современных дошкольников. Среди таких особенностей педагоги выделяют выраженные сложности, которые дошкольники испытывают при концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом, что характеризуется гиперактивностью, повышенной рассеянностью и т. д. Работа над темой анимации имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами познавательной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
В работе представлены: актуальность темы, цель, задачи опыта, раскрыты содержание и особенности деятельности педагога-психолога, технологии применения, проанализирована диагностика уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. Также в опыте перечислены формы работы, намечены дальнейшие перспективы, представлены: программа совместной деятельности «Мультстудия в ДОУ», видеоролик «Мультипликационная студия в ДОУ как инновационный метод развития познавательной деятельности».
Решение: Использовать инновационные методы в коррекционной работе для развития познавательной деятельности детей.
Слушали: По четвертому вопросу «Представление опыта работы по развитию речи дошкольников при помощи кинезиологических упражнений». Чардынцеву Наталью Вадимовну, учитель-логопед МКДОУ №7 «Солнышко».
На современном этапе развития общества происходят изменения и в системе дошкольного образования. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми. Развитие речи является одним из главных направлений работы с дошкольниками. Одним из таких является кинезиологический метод. Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям. Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей и профилактику отклонений в их развитии.
Эффективность развития связной речи ребенка возрастет, если в качестве средств обучения выступает комплекс кинезиологических упражнений.
Практическая значимость заключается в подборе кинезиологических упражнений направленных на развитие речи детей дошкольного возраста.
Таким образом, использование кинезиологического метода в работе с дошкольниками положительно влияет на формирование словесной речи ребенка, на его эмоциональное здоровье, у детей повышается речевая активность. Они быстро овладевают речью как полноценным средством общения и познания окружающей действительности
Решение: Работа в этом направлении должна продолжаться, данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможности деятельности.
Слушали: По четвертому вопросу Утверждение плана работы ММО ППМС- сопровождения на 2022-2023уч. год Лукьянцеву Елену Александровну, руководитель ММО ППМС- сопровождения, учитель- логопед Чистоозерной СОШ №3
Методическая тема ММО на 2022-2023 уч.год: «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся»
Цель: повышению психолого-педагогической компетентности специалистов психолого-педагогического сопровождения в освоении нового содержания, технологий и методов психолого-педагогической деятельности в современных условиях развития образования.
Задачи:
содействовать повышению творческого потенциала и профессиональной компетентности педагогов;
содействовать профессиональному росту и самореализации личности педагога (прохождение курсов повышения квалификации, участие в профессиональных конкурсах, конференциях и т.д.);
расширение спектра представлений о различных формах, техниках и технологиях работы со всеми участниками образовательных отношений;
создание единой методической копилки педагогического мастерства специалистов психолого-педагогического сопровождения.
Решение: Утвердить план работы ММО ППМС- сопровождения на 2022-2023уч. год
Разное
Награждение за активное участие:
Мухамедчанова Елена Андреевна, педагог-психолог, МКДОУ №7 «Солнышко».
Прокаева Екатерина Викторовна, учитель-логопед МКОУ Варваровская СОШ.
Руководитель ММО Лукьянцева Е.А
22 апреля 2022 г. состоялся семинар ММО «Психолого – педагогического и медико – социального (ППМС) сопровождения» по теме: «Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности: читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся с ОВЗ (работа в группах)».
ПРОТОКОЛ № 4
ММО «Психолого – педагогического и медико – социального (ППМС) сопровождения»
Дата проведения "22" апреля 2022 г.
Присутствовало 27 человек
Приглашенные: Крылова Алла Ивановна, гл.специалист управления образования
Тема: Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности: читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся с ОВЗ (работа в группах)
Цель: - Мониторинг по формированию: читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся с ОВЗ .
Задачи:
- рассмотреть и утвердить разработанный комплекс заданий для диагностики формирования и развития читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся с ОВЗ.
Вопросы для обсуждения:
Практикум:
1. «Командный подход в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся с ОВЗ средствами психолого-педагогического консилиума образовательной организации» Елена Александровна Лукьянцева, руководитель ММО ППМС – сопровождения ЧСОШ№3
2. «Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Креативное мышление у обучающихся с ОВЗ» Татьяна Михайловна Красюк, педагог-психолог МКОУ Новокрасненская СОШ,
3. «Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Читательская грамотность у обучающихся с ОВЗ» Наталья Николаевна Белоусова, учитель-логопед МБОУ ЧСОШ№1
4. Подведение итогов 2021-2022 уч.г.. Разное
Вступительное слово, цель и задачи заседания ММО ППМС -сопровождения
Слушали: Лукьянцеву Елену Александровну, руководитель ММО ППМС-сопровождения, учитель- логопед Чистоозерной СОШ №3
Слушали: По первому вопросу Лукьянцеву Елену Александровну, руководитель ММО ППМС- сопровождения, учитель- логопед Чистоозерной СОШ №3
Обозначила цель методического сопровождения ММО на 2022-2023 уч. год, подчеркнула значимость согласования стратегических ориентиров методической работы направленной на формирование функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ с учетом требований ФГОС ОО, выделила стратегические направления деятельности ММО.
В выступлении был рассмотрен следующий вопрос: командный подход в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся с ОВЗ средствами психолого-педагогического консилиума образовательной организации и др.
Проинформировала педагогов о содержании, форме и сроках предоставления обратной связи о процессе организации командной работы в образовательных организациях, выразила надежду на дальнейшую плодотворную работу и сотрудничество.
Решение:
В образовательных организациях создать команду (группу специалистов) с привлечением родителей для достижения общего результата.
Выделить следующие направления работы с родителями:
· Аналитическая деятельность;
· Информационная поддержка и навигация;
· Консультационная (информационно- методическая) деятельность по всем аспектам образования детей.
Слушали: По второму вопросу, Татьяну Михайловну Красюк, педагога-психолога МКОУ Новокрасненская СОШ.
На способность мыслить креативно влияют как внутренние— знание предмета, любознательность, уверенность в своих силах, нацеленность на достижение цели, на результат, мотивирующая сила задачи, — так и внешние условия, что не характерно для детей с ОВЗ. Отставание мыслительной деятельности у детей с ОВЗ проявляется во всех компонентах структуры мышления. Неравномерно развиваются у таких детей и виды мышления. Процесс анализа объекта протекает у данной категории детей на более низком уровне, чем у нормально развивающихся детей. Проявляется в разных формах и инертность мышления. Так, при обучении у детей формируются малоподвижные, косные ассоциации, которые не поддаются перестройке.
Любые креативные наклонности, любая природная тяга к творчеству, требует специальных занятий, которые будут стимулировать ребенка к созданию нового и помогут ему в дальнейшем более полно использовать свой потенциал. Для психологического инструмента, за основу взяли, самый известный в мировой психологической практике — Тест Пола Торренса. Этот тест позволяет оценить степень креативности, как у ребенка так и у взрослого. Метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. Дивергентные способности (креативность) – определяются умением выдвигать большое количество интересных и необычных идей в условиях деятельности без регламента. Отличительная особенность данного типа мышления – готовность выдавать множество равноценных по правильности идей применительно к одному и тому же объекту. И практика в течении полугода показала, что детям с ОВЗ практически не доступно креативное мышление, анализ был сделан на основании проведенной коррекционной работы и диагностики педагогов из 14 школ. На занятиях были предложены задания на развитие креативного мышления, а итогом стала диагностика по методике П. Торенса, было выявлено, дети не справились с данной диагностикой.
Трудности такого уровня часто кроются в функциональном использовании активного словаря. Обучить функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ— это значит дать им такой уровень развития навыков, который обеспечит комфортные (социально приемлемые) взаимоотношения личности с партнерами по социуму, не смотря на разницу в психофизическом развитии. Здесь находит свое отражение основной принцип успешного включения детей с ОВЗ в социум, но и подготовку ребенка с ОВЗ к этому процессу. Также важно стимулировать таких обучающихся к самосовершенствованию для жизни в неоднородной общественной среде.
Решение: не эффективны приемы по формированию креативного мышление у обучающихся с ОВЗ и решили не применять данные приемы. Было принято решение, для категории детей с ОВЗ с ЗПР, УО и РАС, занятия посвятить социализации и коммуникативным навыкам. И к данному вопросу вернуться в следующем учебном году.
Слушали: По третьему вопросу Наталья Николаевна Белоусова, учитель-логопед МБОУ ЧСОШ№1
Предложенные технологии и приёмы работы на предыдущем ММО, а также различные формы работы с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, способствовали эффективной организации деятельности по формированию читательской грамотности и обеспечивают развитие у младших школьников навыков мышления и рефлексии.
А целенаправленная работа с текстом дала возможность обучающемуся из большого объёма информации выбрать нужную и полезную, а также сформировать свой социально-нравственный опыт.
Задачи, которые ставились на 2021-2022 уч. год по формированию читательской грамотности у младших школьников имеющих ограниченные возможности здоровья реализованы, цель достигнута. Диагностика, которая была разработана в начале уч года, для детей с ОВЗ на данном этапе позволяет определить, где возникли проблемы у ребенка, а также планировать и реализовывать коррекционную работу в рамках образовательного процесса.
Решение: Диагностический материал применять в полном объеме. Бальную систему, кол-во выполненных заданий, перевести в процентную и определить как: 80-100% высокий уровень, 50-79% - средний уровень, < 50 %- низкий уровень,
РАЗНОЕ:
Крылова Алла Ивановна, гл.специалист управления образования , Руководитель ТПМПК Чистоозерного района, согласилась, что нужен методист по коррекционной педагогики.
Подведены итоги. Цель, которую ставили в начале учебного года, достигнута частично. Обозначили цель методического сопровождения ММО на 2022-2023 уч. год, подчеркнули значимость согласования стратегических ориентиров методической работы направленной на формирование функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ с учетом требований ФГОС ОО, выделили стратегические направления деятельности ММО.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИТОГАМ ММО ППМС - сопровождения
Педагогам применять рекомендации по формированию функциональной грамотности и жизненным компетенциям в образовании обучающихся с ОВЗ. И дальнейшую плодотворную работу на ММО.
Руководитель ММО Лукьянцева Е.А
03 февраля 2022 г. в центре «Точка роста» на базе Чистоозерной школы №3 состоялось муниципальное методическое объединение специалистов ППМС сопровождения по теме: «Формируем функциональную грамотность обучающихся с ОВЗ: с чего начать?».
На заседании присутствовали 20 специалистов ППМС сопровождения и главный специалист управления образования Крылова Алла Ивановна.
Цель заседания: - совершенствовать профессиональное мастерство коррекционных педагогов в контексте развития функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ на всех уровнях обучения. Были рассмотрены следующие вопросы:
1. «Развитие креативного мышления учащихся с использованием развивающих игр» МБОУ ЧСОШ№3, педагог – психолог, Бергер Инна Александровна.
2. «Формирование читательских умений и навыков у обучающихся с ОВЗ» МКОУ Варваровская СОШ, учитель-логопед, Прокаева Екатерина Викторовна.
3. «Предпосылки формирования креативного мышления у дошкольников» МДОУ №7 «Солнышко», педагог–психолог, Мухамедчанова Елена Андреевна.
4. «От формирования правильной речи до ранней читательской грамотности у детей на уровне дошкольного образования: технологии и способы». МДОУ №5 «Ивушка», учитель – логопед, Харитоненко Ольга Николаевна.
5. Крылова Алла Ивановна, гл. специалист управления образования, Руководитель ТПМПК Чистоозерного района, ознакомила специалистов с перечнем документации для ТПМПК.
Педагоги обсудили эффективные приемы по формированию читательской грамотности у обучающихся с ОВЗ. А также эффективные приемы, техники по формированию креативного мышления у дошкольников и обучающихся начальной школы.
РМО специалистов ППМС – сопровождения
7 апреля состоялось РМО специалистов ППМС – сопровождения в Чистоозерном районе Новосибирской области. Тема заседания: "Особенности формирования функциональной грамотности в процессе обучения". Мероприятие было проведено на платформе видеоконференцсвязи «Zoom». Участие в работе заседания приняло 24 педагога. Лукьянцева Е. А. руководитель РМО, учитель-логопед МБОУ ЧСОШ № 3 осветила следующие вопросы: что такое функциональная грамотность и зачем учителю заниматься формированием функциональной грамотности школьников? Елена Александровна акцентировала внимание участников мероприятия на том, что функциональная грамотность – для педагогов, учеников и родителей вопрос актуальный. Эту задачу нужно решать сообща, а в процессе можно получить удовольствие – ведь учиться для жизни всегда приятно. И не важно, какой предмет вы преподаете – строить задачи по развитию функциональной грамотности можно практически на любом уроке.