Словарные слова

Новое словарное слово: от интересного представления к эффективному усвоению.

Нередко представление учителем очередного словарного слова на уроке происходит формально, не затрагивая интереса и эмоций учащихся,что не может не сказаться на эффективности всей словарно- орфографической работы. Поэтому нужно, чтобы ученики принимали активное и сознательное участие в определении предназначенного для изучения нового  «трудного» слова. Деятельность организуется с помощью специально разработанных упражнений:

 1)Составление искомого слова из его частей.

Например,учитель предлагает: а) Определите и назовите новое словарное слово. В нём  два слога, каждый из которых может быть самостоятельным словом. Первое из этих слов обозначает большой танцевальный вечер.Второе- отдельную партию в некоторых играх.Какое это слово?;    б)Первая часть искомого слова означает место для отдыха с цветами, аллеями, иногда аттракционами. А вторая является окончанием глагола наст. времени 3 лица, ед. числа, 1 спряжения.   в) В слове бей замените букву, означающую согласный звонкий, мягкий звук, на букву, означающую звук, парный ему по глухости- звонкости. Вторая часть- предлог, который употребляется с Т. падежом и состоит из двух букв, одна из которых обозначает звонкий согласный звук.Третья часть- орфограмма в слове рубеж.

2)Искомое слово образуется путём соединения слогов.

Например, определите, каким способом составлено третье слово в первом ряду, и составьте таким же образом третье слово во втором ряду:          Москит                   кортик                мостик

                   Тревога                   пионер                     ?

Назовите словарное слово, с которым познакомимся на уроке.

 

3)Новое словарное с помощью тех или иных манипуляций с некоторыми  буквами исходного слова. Здесь  возможны варианты:   а) В слове печь замените первую букву другой, которая обозначает один из непарных твёрдых согласных.. б) В слове пакет добавьте букву, обозначающую непарный звонкий, твёрдый согласный. в) Исключите из слова редька букву, которая не обозначает звука. Затем добавьте две буквы, которые составляют    

                                                             

?      составить «анкету» слова: «биография», ЛЗ, слова- родственники, слово и его синонимы, слово и его антонимы, «паспорт» (часть речи, морфологические признаки);

?      расположить слова в алфавитном порядке из рубрик ЗСП;

?      расположить слова в форме пирамиды- внизу самое длинное, вверху- самое короткое;

?      составить диктант по ранее изученным словам рубрики ЗСП;

?      записать слова по предложенным греко-латинским морфемам. Ученикам выдать набор карточек с греко - латинскими и другими иноязычными приставками и корнями. Задание: в течении 5 минут записать как можно больше слов с данными морфемами. Одно может содержать не одну, а 2 или 3 такие морфемы.

 

Словарная работа в старших классах

Задание – исследование: составить «энциклопедию» одного слова.

План - схема

Слово и его ЛЗ.

История слова.

Слово – родственники.

Слово и его синонимы.

Слово и его антонимы.

Слово во фразеологических оборотах.

Слово и рифмы к нему.

Слово в русском фольклоре.

Слово в названиях произведений.

Слово в текстах художественной литературы.

Слово в названиях газет и журналов.

Слово в названиях картин художников.

Слово в названиях фильмов.

Слово в собственных стихах и рассказах.

Слово в собственных рисунках.

 

 

удивительная легенда, узнала о любви, горько заплакала, песни садко, слёзы упали, чудесные цветы.

- Вместо схем нужно вставить словосочетания, учитывая их смысл и состав. Озаглавьте данный текст с помощью слова.(Легенда). А теперь озаглавьте этот текст с помощью словосочетания.( Легенда о ландыше)

Какое заглавие более точно, конкретно говорит о предмете речи?

Работа по группам. Первая группа должна найти и объяснить орфограммы в парах слов, связанных по смыслу и не являющихся в предложениях словосочетаниями. Вторая группа найдёт и объяснит орфограммы в словосочетаниях, имеющих состав «прил. + сущ.».

 

 

Как организовать словарную работу по учебному комплексу под ред. М. М. Разумовской, П.А. Леканта?

Знакомство учащихся с рубрикой ЗСП (рассказать о необычной  аббревиатуре)

Предъявить таблицу «Слово» (именно слово лежит в основе работы с рубрикой ЗСП)

СЛОВО

 

Лексическое значение           Строение               Как часть речи

Главный смысл                                                              Г З

Слово имеет Л З – его главный смысл заключён в корне. Зная лексич. значение, правильно напишешь слово.

Строение слова покажет, в какой морфеме содержится орфограмма.

Слово имеет  Г З, на которое указывает окончание изменяемых частей речи. Зная часть речи, правильно применишь правило.

Для  обучения запоминания правописания слов используйте различные приёмы :

?      проговаривание вслух слова по слогам;

?      выяснение его Л З  и происхождения (если это необходимо) по словарю;

?      нахождение орфограмм(докажи, что есть орфограммы, проверь, убеди);

?      разбор слова по составу; 

?      определение части речи;

 

 

предлог, употребляющийся только с родительным падежом и обозначающий направление  «откуда - нибудь». (ИЗРЕДКА)

4)Новое словарное слово  определяется путём последовательного нахождения и соединения всех его букв. Например, с первой буквы начинается корень слова промокает; вторая буква- окончание в слове (на) речк…; после третьей буквы никогда не пишутся ю, я; четвёртой буквой заканчивается корень слова вылетел; пятая буква- это чередующаяся гласная  в корне слова заря. ( МЕЧТА)

5) Новое словарное слово определяется на основе закономерности подбора исходных слов. Например, установите, в какой  закономерной связи находятся слова первых двух пар. В соответствии с этим определите слово третьей пары. Дайте чёткий, доказательный ответ.

волейбол- мяч         тренировка- сумка     стадион- поле

бадминтон- волан   поездка- чемодан       театр- сцена

    ?             - шайба      поход-        ?           цирк   -   ?

 

Вверх- вниз           вечер- сумерки      скрипка- плачет

Вперед- назад        ночь- темнота        гармонь- поёт

Влево-     ?              утро-      ?                      ?  - звенит

6)Новое словарное слово определяется с помощью разбора слова по составу. Для этого учитель заранее готовит таблицу:

 

приставка

корень

суффикс

окончание

расцвести

отчётливый

насмешливый

настенный

безбрежный

безвкусица

раскладной

современный

Например, рассмотрите таблицу и назовите  новые словарные слова, с которыми предстоит познакомиться на уроке, и объясните, каким образом  определили.

7)Искомое слово определяется с помощью шифра.

Например, на доске запись: 1-10; 2-9;3-5;4-1;5-13;6-6;7-12;8-1 – и далее предложить учащимся, расшифровать данную запись и назовите новое слово. (ИЗРЕДКА)

В качестве шифра могут выступать различные схемы. Например,назовите слово, правильно расшифровав данные схемы и последовательно соединив буквы, найденные в процессе работы.

 

 

 

Предлог

 

С         И         ОН

               Род                  Ж.р.1скл. И.п.          Инфинитив                                           

                                                                                                                     

     М.      Ж.     СР.       –о                       -ешь  -ть     -ет    

          СЕМЬЯ

Коллективная форма работы обычно происходит как беседа-поиск:

-Какую букву мы будем искать с помощью первой схемы? (С )

-На что надо обратить внимание при поиске  второй буквы искомого  слова по второй схеме? (Семья ж.рода)

-Каким образом вы расшифруете третью схему? ( -А )

-Что можете сказать по поводу четвёртоё схемы? ( -ТЬ )

-Что получилось? (СЖАТЬ)

8)Поиск нового словарного слова связан с темой урока.

Например, на уроке по теме « Имя существительное» продиктовать слова: фанера. справа, уважение, пятеро, тщеславие, расчётливый, тяжёлый бинокль, оазис, недоумевать, ледоход. Задание: соедините первые буквы ИС и узнаете словарное слово. (ФУТБОЛ)

Чтобы повторить несколько орфографических правил, можно предложить ученикам следующее задание: найдите лишнее слово и выделите в нём орфограмму,затем соедините буквы- орфограммы в порядке их нахождения.

1)ра(с,з)крутил,ра(с,з)вил, ра(с,з)пустил,ра(с,з)красил;

 2)мес(т)ный, радос(т)ный, сер(д)це,грус(т)ный;

 3)вын (е, и) с, выл(е, и )л, выч (е, и) стил ,выч(е,и)тал;

 4)ра (с,з ) цвет, ра (с,з )бег, ра ( с,з )дел, ра (с,з )дул;

5)плащ(ь),грач(ь), лещ(ь),рож(ь). (ЗДЕСЬ)

При изучении спряжения глаголов можно предложить такое задание: соедините буквы, с которых начинаются корни глаголов 1 спряжения,  и узнаете словарное слово:

подключать, одолеть, зашуметь, рассказать, оттолкнуть, вскочить, юркнуть, стоять, меркнуть.(КОСТЮМ)

При изучении ИС, которые имеют форму только единственного числа, задание может быть таким:соедините первые буквы  ИС, которые имеют форму только единственного числа, и назовите словарное слово.  Керосин, грабли, азот, очки, ненависть, ворота, асфальт, ножницы, хлопоты, школа,листва,товарищ.(КАНАЛ)

Тема урока: «Словосочетание»

На доске записаны словосочетания: идти далеко, летать в небе, генная инженерия .Задание : Первая часть слова является первым слогом главного слова в словосочетании, где грамматическая связь выражается с помощью предлога и окончания. Назовите это слово и обоснуйте свой ответ. Вторая часть слова является первым слогом зависимого слова в словосочетании, которое имеет состав « сущ. + прил.» . Третья часть  слова является первым слогом зависимого слова в словосочетании, где нет грамматической связи. (ЛЕ – ГЕН –ДА) Далее беседа: -Что такое легенда? (Легенда - это сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого, в которых допускается доля вымысла). – Расскажите о его правописании. (Слово легенда состоит из трёх слогов. Второй слог ударный. Безударная гласная буква Е.Её нужно подчеркнуть и запомнить) Затем  прочитать две легенды, каждую из которых учащиеся должны озаглавить.

1.С богиней Дианой связана легенда о появлении ландыша. Как – то на охоте Диана заблудилась и попала в лес, в котором жили фавны. Они влюбились в неё и стали преследовать прекрасную незнакомку. Диана убежала от них, но во время бегства с её красивого тела падали душистые капельки пота, превращавшиеся на земле в волшебной красоты цветы – ландыши.(Прекрасная незнакомка)

2. В Австрии существует предание, что белые колокольчики ландышей – это фонарики гномов или ожерелье Белоснежки. Спасаясь от злой мачехи, она рассыпала его, и бусины превратились в грустные, белые, как снег, цветы. (Ожерелье Белоснежки)

Задание: Назовите слово из данных словосочетаний, в котором звуков больше, чем букв. (Прекрасную)

Назовите слово из данных словосочетаний, в котором произошёл процесс оглушения. (Белоснежка)

3.Славяне создали свою ( «гл. + сущ.») о ландыше. Водяная царевна Волхова ( «гл. + сущ.»). На свою беду она ( «гл. + сущ.») Садко к прекрасной Любаве. Вышла Волхова на берег послушать

( «сущ. + сущ.»), но не нашла его на берегу. ( «Нар. +гл.») Волхова, (сущ. + гл.) среди трав, превратившись в ( «прил. + сущ.») с изумительным ароматом. Справка: полюбила Садко,