Новое словарное слово: от интересного представления к эффективному усвоению.
Нередко представление учителем очередного словарного слова на уроке происходит формально, не затрагивая интереса и эмоций учащихся,что не может не сказаться на эффективности всей словарно- орфографической работы. Поэтому нужно, чтобы ученики принимали активное и сознательное участие в определении предназначенного для изучения нового «трудного» слова. Деятельность организуется с помощью специально разработанных упражнений:
1)Составление искомого слова из его частей.
Например,учитель предлагает: а) Определите и назовите новое словарное слово. В нём два слога, каждый из которых может быть самостоятельным словом. Первое из этих слов обозначает большой танцевальный вечер.Второе- отдельную партию в некоторых играх.Какое это слово?; б)Первая часть искомого слова означает место для отдыха с цветами, аллеями, иногда аттракционами. А вторая является окончанием глагола наст. времени 3 лица, ед. числа, 1 спряжения. в) В слове бей замените букву, означающую согласный звонкий, мягкий звук, на букву, означающую звук, парный ему по глухости- звонкости. Вторая часть- предлог, который употребляется с Т. падежом и состоит из двух букв, одна из которых обозначает звонкий согласный звук.Третья часть- орфограмма в слове рубеж.
2)Искомое слово образуется путём соединения слогов.
Например, определите, каким способом составлено третье слово в первом ряду, и составьте таким же образом третье слово во втором ряду: Москит кортик мостик
Тревога пионер ?
Назовите словарное слово, с которым познакомимся на уроке.
3)Новое словарное с помощью тех или иных манипуляций с некоторыми буквами исходного слова. Здесь возможны варианты: а) В слове печь замените первую букву другой, которая обозначает один из непарных твёрдых согласных.. б) В слове пакет добавьте букву, обозначающую непарный звонкий, твёрдый согласный. в) Исключите из слова редька букву, которая не обозначает звука. Затем добавьте две буквы, которые составляют
? составить «анкету» слова: «биография», ЛЗ, слова- родственники, слово и его синонимы, слово и его антонимы, «паспорт» (часть речи, морфологические признаки);
? расположить слова в алфавитном порядке из рубрик ЗСП;
? расположить слова в форме пирамиды- внизу самое длинное, вверху- самое короткое;
? составить диктант по ранее изученным словам рубрики ЗСП;
? записать слова по предложенным греко-латинским морфемам. Ученикам выдать набор карточек с греко - латинскими и другими иноязычными приставками и корнями. Задание: в течении 5 минут записать как можно больше слов с данными морфемами. Одно может содержать не одну, а 2 или 3 такие морфемы.
Словарная работа в старших классах
Задание – исследование: составить «энциклопедию» одного слова.
План - схема
Слово и его ЛЗ.
История слова.
Слово – родственники.
Слово и его синонимы.
Слово и его антонимы.
Слово во фразеологических оборотах.
Слово и рифмы к нему.
Слово в русском фольклоре.
Слово в названиях произведений.
Слово в текстах художественной литературы.
Слово в названиях газет и журналов.
Слово в названиях картин художников.
Слово в названиях фильмов.
Слово в собственных стихах и рассказах.
Слово в собственных рисунках.
удивительная легенда, узнала о любви, горько заплакала, песни садко, слёзы упали, чудесные цветы.
- Вместо схем нужно вставить словосочетания, учитывая их смысл и состав. Озаглавьте данный текст с помощью слова.(Легенда). А теперь озаглавьте этот текст с помощью словосочетания.( Легенда о ландыше)
Какое заглавие более точно, конкретно говорит о предмете речи?
Работа по группам. Первая группа должна найти и объяснить орфограммы в парах слов, связанных по смыслу и не являющихся в предложениях словосочетаниями. Вторая группа найдёт и объяснит орфограммы в словосочетаниях, имеющих состав «прил. + сущ.».
Как организовать словарную работу по учебному комплексу под ред. М. М. Разумовской, П.А. Леканта?
Знакомство учащихся с рубрикой ЗСП (рассказать о необычной аббревиатуре)
Предъявить таблицу «Слово» (именно слово лежит в основе работы с рубрикой ЗСП)
СЛОВО
Лексическое значение Строение Как часть речи
Главный смысл Г З
Слово имеет Л З – его главный смысл заключён в корне. Зная лексич. значение, правильно напишешь слово.
Строение слова покажет, в какой морфеме содержится орфограмма.
Слово имеет Г З, на которое указывает окончание изменяемых частей речи. Зная часть речи, правильно применишь правило.
Для обучения запоминания правописания слов используйте различные приёмы :
? проговаривание вслух слова по слогам;
? выяснение его Л З и происхождения (если это необходимо) по словарю;
? нахождение орфограмм(докажи, что есть орфограммы, проверь, убеди);
? разбор слова по составу;
? определение части речи;
предлог, употребляющийся только с родительным падежом и обозначающий направление «откуда - нибудь». (ИЗРЕДКА)
4)Новое словарное слово определяется путём последовательного нахождения и соединения всех его букв. Например, с первой буквы начинается корень слова промокает; вторая буква- окончание в слове (на) речк…; после третьей буквы никогда не пишутся ю, я; четвёртой буквой заканчивается корень слова вылетел; пятая буква- это чередующаяся гласная в корне слова заря. ( МЕЧТА)
5) Новое словарное слово определяется на основе закономерности подбора исходных слов. Например, установите, в какой закономерной связи находятся слова первых двух пар. В соответствии с этим определите слово третьей пары. Дайте чёткий, доказательный ответ.
волейбол- мяч тренировка- сумка стадион- поле
бадминтон- волан поездка- чемодан театр- сцена
? - шайба поход- ? цирк - ?
Вверх- вниз вечер- сумерки скрипка- плачет
Вперед- назад ночь- темнота гармонь- поёт
Влево- ? утро- ? ? - звенит
6)Новое словарное слово определяется с помощью разбора слова по составу. Для этого учитель заранее готовит таблицу:
приставка | корень | суффикс | окончание |
расцвести | отчётливый | насмешливый | настенный |
безбрежный | безвкусица | раскладной | современный |
Например, рассмотрите таблицу и назовите новые словарные слова, с которыми предстоит познакомиться на уроке, и объясните, каким образом определили.
7)Искомое слово определяется с помощью шифра.
Например, на доске запись: 1-10; 2-9;3-5;4-1;5-13;6-6;7-12;8-1 – и далее предложить учащимся, расшифровать данную запись и назовите новое слово. (ИЗРЕДКА)
В качестве шифра могут выступать различные схемы. Например,назовите слово, правильно расшифровав данные схемы и последовательно соединив буквы, найденные в процессе работы.
Предлог
С И ОН
Род Ж.р.1скл. И.п. Инфинитив
М. Ж. СР. –о -а -е -ешь -ть -ет
СЕМЬЯ
Коллективная форма работы обычно происходит как беседа-поиск:
-Какую букву мы будем искать с помощью первой схемы? (С )
-На что надо обратить внимание при поиске второй буквы искомого слова по второй схеме? (Семья ж.рода)
-Каким образом вы расшифруете третью схему? ( -А )
-Что можете сказать по поводу четвёртоё схемы? ( -ТЬ )
-Что получилось? (СЖАТЬ)
8)Поиск нового словарного слова связан с темой урока.
Например, на уроке по теме « Имя существительное» продиктовать слова: фанера. справа, уважение, пятеро, тщеславие, расчётливый, тяжёлый бинокль, оазис, недоумевать, ледоход. Задание: соедините первые буквы ИС и узнаете словарное слово. (ФУТБОЛ)
Чтобы повторить несколько орфографических правил, можно предложить ученикам следующее задание: найдите лишнее слово и выделите в нём орфограмму,затем соедините буквы- орфограммы в порядке их нахождения.
1)ра(с,з)крутил,ра(с,з)вил, ра(с,з)пустил,ра(с,з)красил;
2)мес(т)ный, радос(т)ный, сер(д)це,грус(т)ный;
3)вын (е, и) с, выл(е, и )л, выч (е, и) стил ,выч(е,и)тал;
4)ра (с,з ) цвет, ра (с,з )бег, ра ( с,з )дел, ра (с,з )дул;
5)плащ(ь),грач(ь), лещ(ь),рож(ь). (ЗДЕСЬ)
При изучении спряжения глаголов можно предложить такое задание: соедините буквы, с которых начинаются корни глаголов 1 спряжения, и узнаете словарное слово:
подключать, одолеть, зашуметь, рассказать, оттолкнуть, вскочить, юркнуть, стоять, меркнуть.(КОСТЮМ)
При изучении ИС, которые имеют форму только единственного числа, задание может быть таким:соедините первые буквы ИС, которые имеют форму только единственного числа, и назовите словарное слово. Керосин, грабли, азот, очки, ненависть, ворота, асфальт, ножницы, хлопоты, школа,листва,товарищ.(КАНАЛ)
Тема урока: «Словосочетание»
На доске записаны словосочетания: идти далеко, летать в небе, генная инженерия .Задание : Первая часть слова является первым слогом главного слова в словосочетании, где грамматическая связь выражается с помощью предлога и окончания. Назовите это слово и обоснуйте свой ответ. Вторая часть слова является первым слогом зависимого слова в словосочетании, которое имеет состав « сущ. + прил.» . Третья часть слова является первым слогом зависимого слова в словосочетании, где нет грамматической связи. (ЛЕ – ГЕН –ДА) Далее беседа: -Что такое легенда? (Легенда - это сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого, в которых допускается доля вымысла). – Расскажите о его правописании. (Слово легенда состоит из трёх слогов. Второй слог ударный. Безударная гласная буква Е.Её нужно подчеркнуть и запомнить) Затем прочитать две легенды, каждую из которых учащиеся должны озаглавить.
1.С богиней Дианой связана легенда о появлении ландыша. Как – то на охоте Диана заблудилась и попала в лес, в котором жили фавны. Они влюбились в неё и стали преследовать прекрасную незнакомку. Диана убежала от них, но во время бегства с её красивого тела падали душистые капельки пота, превращавшиеся на земле в волшебной красоты цветы – ландыши.(Прекрасная незнакомка)
2. В Австрии существует предание, что белые колокольчики ландышей – это фонарики гномов или ожерелье Белоснежки. Спасаясь от злой мачехи, она рассыпала его, и бусины превратились в грустные, белые, как снег, цветы. (Ожерелье Белоснежки)
Задание: Назовите слово из данных словосочетаний, в котором звуков больше, чем букв. (Прекрасную)
Назовите слово из данных словосочетаний, в котором произошёл процесс оглушения. (Белоснежка)
3.Славяне создали свою ( «гл. + сущ.») о ландыше. Водяная царевна Волхова ( «гл. + сущ.»). На свою беду она ( «гл. + сущ.») Садко к прекрасной Любаве. Вышла Волхова на берег послушать
( «сущ. + сущ.»), но не нашла его на берегу. ( «Нар. +гл.») Волхова, (сущ. + гл.) среди трав, превратившись в ( «прил. + сущ.») с изумительным ароматом. Справка: полюбила Садко,